Самарская ТПП приглашает принять участие программе «Время инноваций»

Торгово-промышленная палата Самарской области представляет новую программу «Время инноваций», созданную комитетом по вопросам молодежной политики. Авторы программы – творческие молодые люди, желающие работать и жить в Самарской области будущего.

Программа представляем собой цикл из трех этапов. Первый этап – сбор проектных идей коммерческого и инновационного плана. Предусмотрено также направление социального предпринимательства. Второй этап – доработка этих проектов к рынку. Консультации инвестиционных компаний, бизнес-тренеров, патентных специалистов приведут к формированию дайджеста новых проектов губернии, который будет разослан по партнерам ТПП и программы. Третий этап приведет авторов наиболее перспективных проектов к деловым миссиям, именно переговоры в таком формате призваны соединить инвестора и автора для достижения синергетического эффекта.

Для участия в качестве партнеров программы приглашаются организации, которые планируют работать в Самарской области в течение следующих 10 лет. Партнеры программы оказывают содействие в развитии «Времени инноваций» в любой форме и объеме по своему усмотрению, направив в адрес комитета по вопросам молодежной политики письмо поддержки. Заявки от авторов инновационных и инвестиционных идей на участие в программе принимаются до 1 марта 2010 года.

Как сообщает Торгово-промышленная палата Самарской области, последние исследования показывают, что социально-экономическое развитие региона зависит от наличия творческого класса людей, а для России – ставка в основном только на молодежь. Согласно концепции долгосрочного развития России до 2020 года, доля среднего класса должна будет возрасти с 20% до 50%, доля инновационной продукции в промышленном производстве — с 5,5% до 25-35%, экспорт машиностроительной продукции должен будет вырасти в 6 раз, производительность труда — в 2,5 раза. Смогут ли «выпускники кризиса» достичь этих задач?

В публичном пространстве задача трудоустройства населения чаще звучит как «занять». Действуя в рамках подхода «занятость», молодежь и безработных рассматривают как неких «социальных инвалидов», которые неполноценны, и они нуждаются в нашей помощи, содержании и опеке. Сложно представить, как подобным образом начавшие свою карьеру выпускники вузов к 2020 году добьются, допустим, того же увеличения экспорта машиностроительной продукции в 6 раз или двукратного увеличения доли высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП.

Другой подход — профессионализация молодежи. Он подразумевает осмысленное всеми сторонами движение к формированию профессионалов, креативного класса, который и будет носителем и делателем инновационной экономики и будет определять лицо общества. Можно ли сделать эти изменения без привлечения работодателей, учебных заведений и исполнительной власти? Особенности использования этих технологий – тема для размышлений и проектирования уникальных региональных проектов уже сейчас.

По данным статистики, начиная с 2009 г. численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться на 0,9 – 1,1 млн человек в год. Тенденция эта распространяется на всю территорию страны. Миграционного потока из стран СНГ тоже не предвидится, поскольку в этих странах также набирает темпы депопуляция, а Украина, Белоруссия и Молдавия попали уже в миграционную орбиту Евросоюза.

Задача повышения производительности труда во многом зависит от уровня образования и наличия компетенций у молодежи, замещающей старшие поколения занятых в экономике.

Статистика не может дать оценку качества образования, но она говорит, что структура подготовки специалистов не соответствует инновационному сценарию развития страны. Удельный вес специалистов по гуманитарным и экономическим специальностям в государственных и муниципальных учебных заведениях составляет 63,7%. В частных высших учебных заведениях, доля таких специалистов превышает 96%. Проблемы настолько затрагивают интересы всех сторон, что необходимы согласованные действия. Представители работодателей по определению обладают более эффективным и направленным на результат типом мышления. Именно работодатели создают условия труда, которые являются одним из ключевых факторов для определения престижности должности для молодых специалистов. В этой связи понимание сложности ситуации и необходимости принятия ответственности было бы лучшей позицией для выработки решений этого непростого вопроса.

Дополнительным аргументом, который может убедить работодателей в необходимости активной позиции по отношению к профессионализации молодежи, будет тот факт, что в большей части регионов РФ негативная миграция. И, согласно экспертным заключениям, около 70% выезжающих из регионов – молодые люди. Можно надеяться на миграционную политику и привлечение рабочей силы из ближнего зарубежья, однако вряд ли это будет квалифицированная рабочая сила.

Для профессионализации молодежи, для получения нового опыта, крайне важно наличие в регионе достаточного количества предприятий с простроенной системой внутренней мобильности, специальными программами развития, наличие системы дополнительного образования и вариантов открытых тренингов и семинаров, которые позволяют добирать необходимые компетенции. Основная мысль — наличие креативной и конкурентной среды обеспечивает экономику и социальную среду свежими и нестандартными идеями, а значит, возможностями для движения вперед.

ИА «Альянс Медиа» по материалам ИА «Самарский информационный портал»