Малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, окажется в 2011 году в очень тяжелом положении.

В предпринимательском сообществе переполох. Замена единого социального налога (ЕСН) обязательными страховыми взносами значительно увеличивает налоговую нагрузку на предприятия малого бизнеса. Обоснованы ли эти тревоги? На вопросы нашего обозревателя ответил вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
— Сергей Николаевич, судя по всему, предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, введенные для облегчения их работы, устранения излишних процедур и административных барьеров, могут оказаться в проигрыше. Почему?
— Ситуация складывается прямо противоположно благим намерениям, продиктованным законодателями. При обсуждении реформирования системы обязательного социального страхования и пенсионной системы указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес.
С начала текущего года замена действовавшего ЕСН тремя страховыми взносами не отразилась на финансовом положении бизнес-структур. Как было 26 процентов от фонда оплаты труда (ФОТ), так пока и остается. Это «пока» продлится до нового года. С 1 января размер страховых взносов повысится до 34 процентов.
— Ощутимо, но не смертельно?
— Для кого как. Принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В свое время эти налоговые режимы позволили оживить предпринимательскую активность. Люди поверили в твердую волю государства развивать малый бизнес. Замена ЕСН страховыми взносами происходит таким образом, что возрастает налоговая нагрузка именно на малые предприятия, применяющие «упрощенку» и «вмененку».
Как известно, предприниматели, работающие по УСН и ЕНВД, также участвуют в формировании государственных внебюджетных фондов, поскольку часть налога, взимаемого в связи с применением УСН и ЕНВД, направляется в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. К тому же «упрощенцы» и «вмененщики» платят взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 14 процентов от ФОТ.
С 1 января 2011 года поступления по УСН и ЕНВД будут полностью зачисляться в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. То есть в них направится и доля фондов.
Одновременно в отношении применяющих УСН и ЕНВД устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 процентов от ФОТ наравне с теми, кто использует общий режим налогообложения. Но у последних полностью отменяется ЕСН, тогда как у первых доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами.
Так, с 1 января 2011 года для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, ставка страховых взносов увеличивается на 20 процентов. При общем же режиме налогообложения рост составит всего 8 процентов.
В результате для предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, финансовая нагрузка единовременно потяжелеет в 2,4 раза. Тогда как для применяющих общий режим налогообложения — в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства, «вымирания».
— К каким еще последствиям все это может привести?
— Они очевидны. Увеличение финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей, тем более в посткризисный период, будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, применять иные схемы налоговой «оптимизации». При этом можно ожидать, что уменьшатся вложения бизнеса в экономику, сократится приток инвестиций, который по прогнозам правительства РФ в 2010 году составит мизерный один процент.
Есть опасения, что предприятия малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, будут вынуждены попросту прекратить свой бизнес.
Либо, чтобы выжить, компании перейдут на схемы, связанные с сокрытием налога на доходы физических лиц и выплатой заработной платы «в конвертах». Первое фактически будет означать «оптимизацию» численности работников, прежде всего сокращение рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и, соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц, которыми так «гордился» Минфин России в результате перехода на «плоскую» шкалу налогообложения.
— Можно ли предотвратить нежелательные перекосы?
— Безусловно, и ТПП России совместно с деловым сообществом был подготовлен соответствующий законопроект. Во-первых, целесообразно распространить на «упрощенку» и «вмененку» льготные размеры страховых взносов на переходный период, например, 20,2 процента на 2011 и 2012 годы и 27,1 — на 2013 и 2014 годы (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога).
В данном случае выпадения доходов бюджетной системы не последует. Зато увеличение нагрузки на малый бизнес будет хоть и ощутимым, но постепенным, и у него появится время для адаптации к новым условиям.
Во-вторых, справедливо снизить налоговые ставки по УСН и ЕНВД, исключив из них долю, причитающуюся по действующему порядку государственным внебюджетным фондам.
Я хотел бы отметить, что ТПП постоянно проводит мониторинг проблем малого и среднего предпринимательства, чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на происходящие изменения и не допустить существенного ухудшения положения субъектов малого бизнеса.
Мы работаем в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, которым направляем свои предложения, подготовленные экспертами ТПП. И мы прилагаем все усилия, чтобы голос делового сообщества был услышан.
Источник: «Российская Бизнес-газета» http://www.rg.ru/2010/09/14/nalogi.html