Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества

Закон «О полиции» – с 1 марта 2011 года «всё в силе»

Государственной Думой 28 января 2011 года принят Федеральный закон «О полиции», который после одобрения Советом Федерации                              и подписанием Президентом РФ должен вступить в силу с 1 марта текущего года. Закон направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в России в соответствии с новыми общественными отношениями. Основными целями Закона являются закрепление партнерской модели взаимоотношений полиции и общества, четкое определение обязанностей и прав полиции, правового статуса сотрудника полиции, усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции и освобождение полиции от несвойственных ей функций.

Учитывая высокую значимость Закона и для предпринимательского сообщества, и для граждан страны в целом, ТПП России участвовала                          в доработке законопроекта на всех стадиях его обсуждения. Палатой дважды были организованы общественные слушания по проекту. На этапе «нулевого чтения» ТПП России высказала существенные замечания, которые направлялись в адрес МВД России, иных министерств и Общественной палаты РФ.

Ко второму чтению в Государственную Думу были представлены поправки на основе предложений департаментов и комитетов Палаты, территориальных палат и их членов. Пять поправок из 11, подготовленных ТПП России, было учтено, в частности, одобрена поправка, запрещающая полицейским запрашивать у банков справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях предупреждения налоговых преступлений.

В целом Госдума рассмотрела около 550 поправок к законопроекту                  и приняла 144 из них. Были учтены многие замечания общественности и депутатов, однако в части сокращения полномочий полиции существенных изменений не произошло.

Новые правила социального страхования

С 1 января 2011 года вступили в силу предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Теперь общий совокупный страховой тариф составляет 34% от фонда оплаты труда (26% –                                    в Пенсионный фонд РФ, 2,9% – в Фонд социального страхования РФ,                   3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно). Также проиндексирована облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, с 415 тыс. руб. до 463 тыс. руб.

Кроме того, изменен порядок сдачи отчетности. В частности, плательщики страховых взносов по-прежнему должны сдавать отчетность                   в два фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. При этом отчетность в Пенсионный фонд РФ необходимо представлять                            не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (то есть 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября).

Помимо этого, с начала 2011 года изменился перечень льготных категорий плательщиков. В период 2010 года был принят ряд поправок, дополнивших его, в частности, организациями и индивидуальными предпринимателями – резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны; организациями, осуществляющими деятельность                      в области информационных технологий.

Льготы также коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Следует отметить, что ТПП России настаивала на снижении ставок страховых взносов для всех применяющих УСН налогоплательщиков, независимо от вида предпринимательской деятельности.

По итогам встречи 24 декабря 2010 года Председателя Правительства РФ с представителями предпринимательского сообщества было принято решение расширить круг льготных категорий плательщиков, возможно, за счет повышения ставок НДПИ и акцизов на табак и алкоголь.

Новый закон об образовании требует доработки

26 января в ТПП РФ состоялись общественные слушания по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В рамках мероприятия внимание было акцентировано на некоторых замечаниях к проекту закона, в частности на недопустимости исключения начального профессионального образования из системы профессионального образования в целом. Кроме того, была отмечена необходимость повышения статуса педагогического работника, контроля и оценки качества образования, формирования национальной системы квалификации образования, развития информационных и телекоммуникационных технологий. Участники высказали ряд принципиальных замечаний по проекту.

1. В законопроект необходимо включить механизмы, позволяющие образовательным организациям оперативно использовать новые знания в образовательном процессе и учитывать современные мировые тенденции. Нельзя не учитывать и происходящие в стране процессы модернизации. Бизнесу требуются квалифицированные кадры, которые бы обладали не только достаточным базовым образованием (средним специальным или высшим), но и имели возможность постоянно совершенствовать квалификацию и навыки.

2. Положительной новеллой законопроекта является регулирование общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно статье 77 проекта аккредитация может осуществляться различными российскими, иностранными и международными общественными организациями, осуществляющими деятельность в области образования. Вместе с тем, Закон РФ от 7 июля 1993 года № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» в качестве целей и задач торгово-промышленных палат устанавливает содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России, участие в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.

Учитывая многолетний положительный опыт сертификации торгово-промышленными палатами различных образовательных учреждений (среднего и высшего профессионального образования), предлагаем включить в перечень организаций, которые вправе проводить общественную аккредитацию образовательных организаций, и торгово-промышленные палаты.

3. Законопроект предусматривает введение обязательного страхования гражданской ответственности образовательной организации в целях обеспечения надлежащего исполнения образовательной организацией обязательств. Предполагается, что порядок и условия такого страхования будут регулироваться специальным федеральным законом об обязательном страховании гражданской ответственности образовательной организации. Полагаем, что вопрос о введении обязательного страхования ответственности образовательных организаций не бесспорен и требует дополнительной проработки.

В заключение мероприятия, участники общественных слушаний приняли резолюцию, которая будет направлена всем заинтересованным сторонам.

Налоги должны стимулировать инновации

14 января Государственной Думой в первом чтении принят правительственный проект федерального закона № 448864-5 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности».

Эффективность применения инновационными компаниями планируемых налоговых льгот вызывает ряд вопросов. Так, согласно проекту к расходам на НИОКР относятся в т. ч. суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения таких НИКОР, в ходе которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения НИОКР. Однако неясно, к каким расходам следует относить суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам, если они использовались как для выполнения НИОКР, так и для осуществления иных видов деятельности.

Кроме того, допустим, налогоплательщик понес затраты на НИОКР, в результате которых получил нематериальный актив. Он решает продать этот актив ранее, чем по истечении пяти лет с момента его признания. В таком случае одна треть сумм расходов на НИОКР, учтенных в первоначальной стоимости этого нематериального актива с коэффициентом 1,5, в налоговом учете восстанавливается и включается в налоговую базу в составе внереализационных доходов.

На наш взгляд, пятилетний срок для данной категории нематериальных активов завышен. Следует учитывать, что:

модернизация нематериального актива ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством не предусмотрена;

программное обеспечение для НИОКР требует постоянного обновления. Соответственно, актив может морально устареть, и компании не останется ничего другого, как продать его. Таким образом, данное положение проекта может не оказать стимулирующего воздействия на научные организации. По сути, оно ограничивает их предпринимательскую активность. Считаем, что установленный пятилетний срок нужно снизить до двухлетнего.

Кроме того, проектом налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР на срок не более двух лет. Сумма резерва, не полностью использованная в течение двух лет с момента включения в резерв,  отражается в составе внереализационных доходов налогоплательщика текущего отчетного (налогового) периода. При этом учитывается увеличение на сумму процентов, исчисленных за период создания резерва исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дату создания резерва. Полагаем, что указанные положения законопроекта могут привести к тому, что научные организации будут отказываться от осуществления масштабных и дорогостоящих проектов, требующих значительных временных затрат. Нужно увеличить срок, на который создается резерв, до пяти лет, а также исключить положение о начислении и уплате процентов в двукратном размере ставки рефинансирования Банка России. Соответствующие поправки ТПП РФ к проекту направлены в Государственную Думу.

Социальное партнерство в сфере труда – только для коммерческих организаций

В Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 458158-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (о создании и деятельности объединений работодателей). Вызывает обеспокоенность ряд положений законопроекта, предлагающих исключить из социального партнерства в сфере труда на всех уровнях социального партнерства, кроме локального уровня (предприятия), некоммерческие организации, не являющиеся объединениями работодателей. Полагаем неверным лишать указанные организации права на участие в согласовании с социальными партнерами своих интересов по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними  экономических отношений, на участие в подготовке и заключении соглашений и оставлять эти права лишь за некоммерческими организациями в форме объединений работодателей и их членами — коммерческими организациями.

Согласно новой редакции определения «объединения работодателей» на работодателей и работников некоммерческих организаций, не являющиеся объединениями работодателей, не будет распространяться действие соглашений, если только организация не уполномочит соответствующее объединение работодателей от своего имени участвовать в коллективных переговорах по его заключению либо не присоединится к нему после заключения.

Обращаем внимание, что к некоммерческим организациям, исключенным рассматриваемым законопроектом из сферы социального партнерства, относятся все виды учреждений, государственные корпорации и компании, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, некоммерческие партнерства, фонды т.п., в которых занято значительное число работников. Полагаем, что тем самым нарушается один из основных принципов трудового законодательства, запрещающий дискриминацию при реализации трудовых прав.

Палата направляла отрицательное заключение на данный законопроект.

ТПП РФ за сохранение первичных профсоюзных организаций как стороны коллективных переговоров

В ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона № 458192-5           «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части приведения норм трудового права по совершенствованию регулирования социального партнерства в соответствие с решениями Международной организации труда)», внесенный группой депутатов Государственной Думы.

В соответствии с законопроектом предлагается предоставить профсоюзам, их объединениям право на ведение переговоров о заключении коллективных договоров (соглашений) вне зависимости от численности и организационной структуры профсоюзов, фактически исключив из процесса коллективных переговоров на предприятии первичные профсоюзные организации. Если профсоюзы не смогут договориться о создании на предприятии единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров, авторами законопроекта предлагается не отдавать предпочтение профсоюзу, объединяющему наибольшее число членов, как предусмотрено действующим ТК РФ, а вести переговоры и заключать коллективный договор (соглашение) с каждым из профсоюзов в отдельности.

Полагаем, что реализация данного предложения может значительно увеличить общую продолжительность коллективных переговоров (с каждым из профсоюзов в отдельности, не пришедших к соглашению о создании единого представительного органа). Все это может привести к тому, что на уровне организации в отношении работников — членов разных профсоюзов будут действовать различные коллективные договоры и соглашения, предусматривающие различные условия оплаты труда, гарантии и льготы. Согласно законопроекту действие заключенных коллективных договоров будет распространяться на всех работников организации на условиях, определенных этими договорами. На основании части второй статьи 3 Трудового кодекса РФ такое положение следует рассматривать как дискриминацию работников.

Законопроектом также предлагается заменить отраслевые (межотраслевые) соглашения соглашениями по видам экономической деятельности и вернуть существовавший ранее вид соглашений – профессиональные соглашения. Следует отметить, что подобные предложения ранее рассматривались в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, но были отклонены, как создающие существенные трудности в определении сторон для ведения коллективных переговоров в связи с отсутствием соответствующих объединений профсоюзов и работодателей.

ТПП России не поддерживает данный проект федерального закона.

КОРОТКО

28 декабря 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно пункту 2 статьи 1 которого освобождающая малые предприятия от уплаты НДС при выкупе государственного                                            и муниципального имущества. Однако данная норма в соответствии                               с пунктом 1 статьи 5 Закона вступит в силу только с 1 апреля 2011 года                  (см. также Письмо Минфина России от 17 января 2011 года № 03-07-14/01).

29 декабря Правительством РФ в Госдуму внесен проект федерального закона № 482215-5 о поправках в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». Полагаем, что предлагаемое законопроектом исключение учета суммовых разниц не соответствует основополагающим принципам взимания налогов, закрепленным Налоговым кодексом РФ, и приведет к произвольному налогообложению, не основанному на размере реально полученной добавленной стоимости. Расширение перечня оснований восстановления НДС при выбытии товаров и основных средств, в том числе вследствие морального и физического износа, при хищениях и недостачах, а также в иных случаях, не являющихся операциями по реализации, означает обложение не добавленной, а «убавленной стоимости». Такое налогообложение не соответствует экономико-правовой концепции НДС и, кроме того, влечет нарушение принципа определенности налогового законодательства. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на март 2011 года. ТПП направило заключение по проекту закона о необходимости его доработки.

29 декабря Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект                       № 482218-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности». Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части увеличения размеров сумм административных штрафов за нарушения требований пожарной безопасности (статья 20.4), за нарушения требований пожарной безопасности в лесах (статья 8.32), за нарушения требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16), за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (статья 19.6). Одновременно законопроектом предлагается внести изменение в Закон        «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющее право бесплатного представления информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, по запросу органа государственного пожарного надзора.

1 января вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года       № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Введенный Законом институт медиации является новым элементом правовой системы России. Закон направлен на создание правовых условий для развития в стране альтернативных (досудебных) способов урегулирования споров при участии независимых лиц — медиаторов, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему РФ.

4 января вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2010 года         № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Закон направлен на стимулирование финансирования реального сектора экономики, осуществляемого юридическими лицами, ориентированными на удовлетворение потребностей малых предприятий в финансовых ресурсах. Законом устанавливаются правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяется порядок приобретения статуса микрофинансовой организации, порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливаются размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.

7 января вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2010 года № 382-ФЗ «О внесении изменения в статью 145.1 Уголовного кодекса РФ», увеличивающий штрафные санкции за невыплату зарплат, пенсий, стипендий и иных пособий. Согласно Закону, наказанием за частичную (менее половины) выплату заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных платежей будет штраф в размере до 120 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до одного года. Полная невыплата названных социальных платежей будет наказываться штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трёх лет. Также Законом расширяется круг лиц, которых можно привлечь к ответственности за невыплату указанных социальных платежей (ранее к уголовной ответственности мог быть привлечён только руководитель организации).

24 января на заседании Комиссии Правительства РФ                                        по законопроектной деятельности во исполнение поручения Президента РФ              о «фирмах-однодневках» рассмотрен законопроект «О внесении изменений              в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ», которым предусмотрено установить ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения преступлений. Законопроект предусматривает уголовную ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность, для образования коммерческой организации в целях преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом. Наряду с этим криминализируется предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности на указанные противоправные операции или сделки. ТПП России концептуально поддерживает проект.

24 января Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Указ                                                     № 86 «О единой национальной системе аккредитации». Указом образована Федеральная служба по аккредитации (находится в ведении Минэкономразвития РФ), на которую возложены функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц. Правительству РФ поручено поэтапно передать Службе полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации до 1 января 2012 года. Кроме того, в соответствии с Указом при Минэкономразвития России будет создан общественный совет по аккредитации из представителей общественных объединений предпринимателей, объединений потребителей, научных и экспертных организаций, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

27 января в Государственной Думе с участием представителей ТПП РФ состоялись парламентские слушания на тему: «Совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования алкогольного рынка». В ходе слушаний обсуждался проект федерального закона                 № 484412-5 о государственном регулировании производства  и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Участники высказались за принятие данного законопроекта, так как он направлен на принятие мер в сфере борьбы с алкоголизацией населения и молодежи. ТПП РФ также поддерживает принятие законопроекта. Рассмотрение проекта в первом чтении запланировано на 22 февраля.

28 января принят Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности» (проект № 289191-5). Клиринг — услуга по определению подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров. К сфере применения Закона отнесено оказание клиринговых услуг по обязательствам, предметом которых являются денежные средства, в т.ч. иностранная валюта, ценные бумаги, товары, включая обязательства по договорам, являющимся производными финансовыми инструментами. Законом определяются порядок осуществления клиринга, требования к организационно-правовой форме клиринговых организаций, к совмещению клиринговой деятельности с иными видами деятельности, требования к органам управления и работникам клиринговой организации, к собственным средствам (капиталу) организации, правовое положение центрального контрагента и иное.

31 января на заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности рассмотрены два законопроекта о ратификации соглашений в рамках Таможенного союза. Одно из Соглашений касается единых принципов и правил технического регулирования в Белоруссии, Казахстане и России. Им предусмотрено проведение согласованной политики в области технического регулирования, формирование нормативной правовой базы Таможенного союза в этой сфере. Так, установлено, что порядок разработки, принятия, внесения изменений, отмены и введения в действие технических регламентов Таможенного союза устанавливается решениями Комиссии Таможенного союза. Другой законопроект — «О ратификации Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза». Протокол определяет условия перемещения между территориями государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС отдельных категорий товаров, в отношении которых по состоянию на 1 июля 2010 года не завершена унификация торгового режима с третьими странами, в также устанавливает возможность применения отдельных форм таможенного контроля в целях соблюдения таких условий.

В январе Министерством экономического развития РФ подготовлен доклад «Об итогах анализа и практики применения законодательства РФ о саморегулируемых организациях в отдельных сферах                                         и отраслях экономической деятельности». По результатам проведенного анализа Минэкономразвития России предложен системный подход к преодолению выявленных проблем и недостатков и подготовлен перечень предложений, направленных на совершенствование сложившихся механизмов саморегулирования в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности. В частности, ведомство предлагает переписать базовый закон о СРО. Основная цель – максимально унифицировать действующую систему саморегулирования и создать универсальный механизм работы СРО вне зависимости от сферы экономической деятельности. Документ разослан по системе ТПП для замечаний и предложений.

В январе Федеральной налоговой службой разработан проект Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями                                        и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с проектом регламента, инспекторы будут принимать документы на регистрацию контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), даже если компания или предприниматель не сразу предоставили все необходимые бумаги. Недостающие документы можно будет принести позже. Кроме того, поставить технику на учет теперь можно будет по местонахождению любого из обособленных подразделений, если они находятся в одном муниципальном образовании.

Размещено в Законодательство · Метки: