Аналитическая записка о состоянии и проблемах законотворчества за май 2012г.

7 мая 2012 года Президентом России В.В. Путиным подписан блок указов, направленных на реализацию стратегических планов развития экономики страны, её социальной сферы, обороны и внешней политики, в частности:

«О долгосрочной государственной экономической политике» (№ 596);

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (№ 597);

«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599);

«Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (№ 601);

«О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (№ 604);

«О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» (№ 605);

«О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации (№ 606).

Важнейшим, по мнению экспертов и бизнеса, может рассматриваться Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», которым обозначены важные ориентиры поступательного развития страны. В частности, Правительству РФ поручено принять меры, направленные на достижение ряда ключевых показателей:

— создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;

— увеличение объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году;

— повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й — в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.

Также для создания благоприятного делового климата и повышения роли бизнеса в формировании экономической повестки дня важен Указ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Согласно Указу до 1 сентября 2012 года Правительство России должно утвердить концепцию «российской общественной инициативы», предусматривающую:

— создание технических и организационных условий для публичного представления законодательных предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети «Интернет»;

— рассмотрение указанных предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан в течение одного года, в Правительстве России после их проработки экспертной рабочей группой с участием депутатов обеих палат российского парламента и представителей бизнес-сообщества.

В Указе также отмечается, что процедуру оценки регулирующего воздействия следует с 1 января 2013 года распространить на акты налогового и таможенного законодательства и законопроекты второго чтения, затрагивающие сферу предпринимательской деятельности, а также на региональные правовые акты (с 1 января 2014 года).

Малые и средние предприятия в условиях ВТО

24 мая в Нижнем Новгороде состоялась XII Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий «Малый и средний бизнес: перспективы развития в условиях присоединения России к ВТО». Организаторами мероприятия выступили ТПП России, Совет Федерации, Минэкономразвития России, Правительство Нижегородской области, ТПП Нижегородской области. В мероприятии приняли участие руководители малых и средних предприятий из регионов России, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, объединений предпринимателей, территориальных ТПП, региональных структур поддержки предпринимательства, финансовых институтов и кредитных организаций, международных организаций, СМИ (всего более 500 участников из 20-ти субъектов РФ).

В первой половине дня прошли 5 секционных заседаний и 2 круглых стола, на которых обсуждались проблемы и вызовы ВТО для малого и среднего бизнеса. На секции № 5 «Актуальные вопросы совершенствования законодательства для МСП» выступили депутат Государственной Думы А.Ю. Мурга, Полномочный представитель Губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области А.И. Цапин, Заместитель директора Юридического департамента ТПП РФ Д.Е. Фадеев.

В своем докладе Д.Е. Фадеев, в частности, подчеркнул, что Палате удалось добиться включения ко второму чтению[1] в законопроект о реформировании специальных налоговых режимов ряда важных поправок: действие системы налогообложения в виде ЕНВД будет сохранено до 2018 года, а применение данного режима с 1 января 2013 года будет для бизнеса добровольным; индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек.

Кроме того, по его словам, в разрабатываемых в настоящее время Минэкономразвития России изменениях в Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ по предложению Палаты предусмотрено, что льготный порядок приватизации будет распространен на все арендуемые малым бизнесом помещения независимо от размера их площади, а срок действия Закона продлевается до 1 июля 2016 года.

Во второй половине дня состоялось пленарное заседание Форума, которое открыл Вице-президент ТПП России Г.Г. Петров. Он отметил, что на повестку вынесена проблема, которая имеет общероссийское значение – до конца лета Россия станет полноправным членом ВТО, а российский бизнес будет жить в принципиально новых условиях. Особенно важно при этом гладко пройти процесс адаптации вступления в ВТО для малого и среднего бизнеса.

Г.Г. Петров подчеркнул, что ТПП России на протяжении 4-х лет осуществляет программу интернационализации малого и среднего бизнеса. При этом многие территориальные торгово-промышленные палаты участвовали в этой программе, когда на финансовые средства, выделяемые Комиссией Евросоюза, была возможность ознакомиться, какая помощь оказывается региональному бизнесу для выхода на внешние рынки. Эта программа, по его словам, будет продолжена, и уже Евросоюз будет оказывать помощь российскому малому и среднему бизнесу в выходе на европейский рынок.

Губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев отметил, что именно малые и средние предприятия имеют наибольшие шансы выжить и продолжить успешное развитие в новых условиях, т.к. они быстрее адаптируются к переменам, обучаются, внедряют инновационные технологии в производство, способствующие  безболезненному переходу к новому формату деловых отношений. В числе первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшей перспективе, он выделил следующие:

— разработка и внедрение единых стандартов и регламентов, услуг, предоставляемых малыми и средними предприятиями (далее – МСП) и организациям инфраструктуры в рамках выполнения региональных программ развития и поддержки малого бизнеса;

— создание центров подготовки персонала для практического консультирования и обучения представителей МСП на время действия переходного периода (в том числе языковая подготовка, мировая экономика, международное торговое право, международный рынок труда, международные финансы, патенты и т.д.);

— на законодательном уровне нужно определить меры поддержки МСП в сфере изобретательства и инновационного развития, а именно: компенсация затрат за оформление патентов, компенсация затрат на подготовку бизнес-планов, участие государства и муниципалитетов  в уставном капитале малых инновационных предприятий и др.

Участники Конференции приняли за основу проект итоговой Резолюции, которая после доработки будет направлена в адрес органов законодательной и исполнительной власти, а также размещена на Интернет-портале ТПП РФ.

Палата выступила за принятие закона об оптовых сельскохозяйственных рынках

Как свидетельствует зарубежный опыт, торговля на оптовых рынках доминирует по сравнению с другими каналами сбыта продукции во всех развитых странах мира. Например, страны Европы, Австралии, Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Африки располагают разветвленной сетью оптовых рынков. К тому же актуальность развития сети оптовых рынков возрастает в связи со вступлением России в ВТО, поскольку отечественная сельскохозяйственная продукция может быть вытеснена с рынка иностранными аналогами.

Проблемы построения в России цивилизованных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции разрешаются в проекте федерального закона № 537919-5 «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», внесенным в Государственную Думу Законодательным собранием Краснодарского края. Законопроект создает правовые основы деятельности оптовых сельскохозяйственных рынков, а его принятие будет, на наш взгляд, способствовать защите прав отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

При этом Правительство РФ законопроект не поддерживает, однако, комитеты-соисполнители (в частности, Комитет по вопросам местного самоуправления и Комитет по строительству и земельным отношениям) и 8 законодательных собраний регионов высказываются в его поддержку. Основной аргумент «против» состоит в том, что оптовый оборот сельскохозяйственной продукции может быть урегулирован в рамках действующего законодательства о торговле. С таким доводом, по мнению Палаты, трудно согласиться, поскольку оборот сельскохозяйственной продукции и осуществление деятельности оптовых рынков имеют существенные особенности (оказание маркетинговых услуг, возможность заключения фьючерсных контрактов и оформления непосредственно на рынках таможенных и налоговых деклараций, и др.) и нуждаются в отдельном правовом регулировании на федеральном уровне.

В этой связи ТПП России направила Председателю Комитета Госдумы по аграрным вопросам Н.В. Панкову и Заместителю Министра сельского хозяйства РФ О.Н. Алдошину письма с просьбой поддержать законопроект и создать с участием представителей Палаты и бизнеса рабочую группу по его доработке ко второму чтению.

Налоговый маневр оказался прямым …

30 мая состоялись парламентские слушания, организованные Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам на тему: «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации».

С основным докладом выступил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов. Он, в частности, отметил, что в настоящее время налоговая нагрузка на экономику составляет около 35,6% от ВВП. Если же из общей налоговой нагрузки исключить доходы от налогов на нефть и газ, то уровень нагрузки в 2011г. составил и вовсе 25,5% от ВВП. Таким образом, существенно снижать налоговую нагрузку на экономику, по его мнению, пока преждевременно, любые подобные предложения должны рассматриваться в увязке с сокращением расходов. При этом, по мнению А.Г. Силуанова, необходимо сохранить уровень нагрузки на нефтяной сектор на достигнутом уровне и увеличить налоговую нагрузку на потребление алкоголя и табака, а также на газовую отрасль. Кроме того, необходимо ввести новую систему налогообложения недвижимого имущества.

Заместитель министра экономического развития РФ С.С. Воскресенский, в свою очередь, отметил, что по расчетам Минэкономразвития России налоговая нагрузка на экономику (без учета нефтегазового сектора) существенно выше и составляет порядка 31% от ВВП.

В целом участники парламентских слушаний положительно охарактеризовали представленные Минфином России Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015. ТПП России подготовила к слушаниям свою позицию по данному документу, в которой отметила, что в Основных направлениях, безусловно, есть ряд позитивных новелл: из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование, т.е. движимое имущество; планируется упростить налоговый учет; предусматривается развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Однако в целом документ не учитывает мнение бизнеса, а налоговый маневр, по сути, маневром-то и не оказался: документ направлен по большому счету на поддержку сырьевого сектора.

Палата, в частности, не поддержала тезис о необходимости исключения подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ в части освобождения от налогообложения имущества, имущественных или неимущественных прав, которые переданы акционерами (участниками) для формирования чистых активов организации. Минфином приводится довод, что наличие данной нормы в Кодексе формально легализует в целях налогообложения дарение между коммерческими организациями. Однако исключение подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ лишит инвесторов возможности в сжатые сроки увеличивать чистые активы организации, тем самым инвестируя дополнительные средства в компанию без необходимости проведения сложной процедуры по увеличению уставного капитала. Необходимо отметить, что в европейских странах такой способ инвестирования является широко распространенным и очень гибким, который также может применяться и по отношению к акционерным компаниям (например, «премия по выпущенным акциям» и др.).

Давно ожидаемой новеллой следует считать так называемые «антиофшорные меры», о которых говорится в Основных направлениях. Минфин России полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль оффшора должна войти в налоговую базу российской компании. В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин «иностранная контролируемая компания». Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно, на наш взгляд, создать и четкие механизмы контроля. Кроме того, недобросовестные налогоплательщики довольно быстро «научатся» скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам. Важно понимать и еще один фактор — если подобные инструменты противодействия не будут введены у наших соседей по Таможенному союзу (Казахстане и Белоруссии), то в эти страны усилится отток капитала.

В целом, по мнению Палаты, сбалансированность налоговой политики нужно обеспечивать не за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес, а путем выявления резервов действующей налоговой системы: улучшения администрирования налогов, искоренения случаев «потерь» бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации и пр.

Федеральный закон «О медиации» – один год правоприменения

14 мая Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству провел «круглый стол» на тему: «Федеральный закон «О медиации» – один год правоприменения, перспективы развития законодательства о медиации».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента РФ, представители органов исполнительной власти, ТПП России и других некоммерческих организаций.

В ходе «круглого стола» обсуждались основные итоги применения Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и возможности по его совершенствованию. По мнению участников заседания, за время, прошедшее после введения в действие закона, деятельность в области продвижения процедуры медиации в целом свелась к подготовке кадров, и применение процедур медиации носило не массовый, а частный характер.

Участники «круглого стола» рекомендовали Государственной Думе создать рабочую группу при Комитете по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по анализу и решению существующих проблем в области внедрения медиации, определению перспектив развития данного института.

Правительству РФ, в частности, рекомендовано:

рассмотреть возможность разработки и внесения в 2012 году проекта федерального закона, направленного на создание и организацию функционирования территориальной сети государственных бюро по примирительному урегулированию правовых конфликтов;

разработать и утвердить федеральную целевую программу «Комплексное развитие примирительных процедур (медиации)», определяющую перспективы развития сети пунктов примирительного посредничества, централизованную систему их управления.

Палата предлагает поправить проект о гособоронзаказе

16 мая Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 31990-6 «О государственном оборонном заказе».

Законопроект направлен на решение проблем в сфере формирования, размещения и исполнения государственного оборонного заказа путем повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых государством на обеспечение обороны и безопасности РФ, а также за счет совершенствования механизма регулирования цен, уточнения круга государственных заказчиков. Проект в целом поддерживается Палатой, однако он не в полной мере обеспечивает эффективное правовое регулирование полного цикла формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа. В этой связи ТПП России в профильный комитет Государственной Думы направлены предложения по поправкам ко второму чтению проекта, которые сводятся к следующему:

— дополнить законопроект положениями о привлечении к процедурам по формированию обоснованной начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа и по осуществлению контроля качества товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу независимых экспертных организаций;

— ввести такие обязательные требования к участникам торгов как наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для поставок продукции;

— в целях развития отечественной промышленности и исключения участия в размещении гособоронзаказа посреднических структур скорректировать понятие «исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу»;

— для создания участникам торгов необходимых финансовых условий для начала исполнения контракта установить минимальную сумму авансового платежа по заключенному контракту;

— закрепить нормы о компенсации в полном объеме убытков, причиненных головному исполнителю (исполнителю) в случае неиспользования по решению государственного заказчика производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции.

Окончательно принять законопроект планируется в весеннюю сессию.

Усиление ответственности за нарушения законодательства об охране труда может стимулировать «теневую занятость»

В мае Правительством РФ подготовлена очередная редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса РФ», направленного на усиление административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда. Статью 143 «Нарушение правил охраны труда» УК РФ разработчики проекта предлагают изложить в новой редакции, предусматривающей увеличение в 2 раза размера штрафных санкций за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Эту же статью предлагается дополнить новой частью третьей, увеличивающей уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекших по неосторожности смерть двух и более человек, до 5 лет лишения свободы либо принудительных работ на тот же срок. Изменения в УК РФ в целом возражений не вызывают.

Одновременно законопроект предлагает дополнить КоАП РФ новой статьей 5.27-1 «Нарушение законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и исключить упоминание об охране труда из действующей статьи 5.27 КоАП РФ. При этом в новой статье выделяют 8 специальных составов по отдельным нарушениям в области охраны труда, за которые устанавливаются повышенные штрафные санкции. Подобный подход полагаем неверным. Например, за работу без оформления трудовых отношений — существенно более серьезное нарушение трудового законодательства, включающее широкий спектр возможных нарушений трудовых прав работника, в том числе, в области охраны труда, размеры штрафных санкций в статье 5.27 КоАП РФ будут ниже в 3 – 10 раз. Следовательно, нарушается общеправовой принцип соразмерности деяния и наказания. Предлагаемые изменения будут стимулировать «теневую» занятость, за которую предусмотрено существенно меньшее наказание.

По мнению ТПП РФ, проект закона требует существенной доработки. Соответствующее заключение Палаты направлено разработчикам.

Запрет «заемного труда» не поддержан ТПП РФ

Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов доработан ко 2 чтению проект федерального закона №451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части использования механизмов «заемного труда»). Проект сохраняет запрет на использование в России заемного труда (предоставление персонала), являющегося широко распространенной в мире практикой, создает дополнительные административные барьеры в выполнении работ (оказании услуг) на основании заключенных гражданско-правовых договоров и существенно увеличивает расходы заказчика по договорам.

Основные возражения вызывают поправки второго чтения о том, что заказчик по гражданско-правовому договору может быть признан работодателем в отношении работников исполнителя, если он вправе организовывать труд указанных лиц, устанавливать им рабочие задания и контролировать их выполнение.

Во-первых, на практике часто можно встретить наличие элементов организации труда и т.п. в отношении лиц, выполняющих для заказчика работы по гражданско-правовым договорам (например, подряд, возмездное оказание услуг, поручение, агентирование и другие договоры). Однако это не означает, что между заказчиком и работниками исполнителя (исполнителем) возникают трудовые отношения. Во-вторых, данная формулировка не соответствует основным критериям разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, сложившимся на практике (в т.ч. судебной практике разрешения данной категории трудовых споров).

Согласно другой поправке в Трудовой кодекс РФ, если суд не может прийти к однозначному выводу о квалификации отношений по использованию личного труда, оформленных гражданско-правовым договором, то такие отношения признаются судом трудовыми. По мнению Палаты, указанную процессуальную норму, не относящуюся к предмету регулирования Кодекса, следует из проекта исключить. Кроме того, задача суда как раз и заключается в том, чтобы в ходе рассмотрения трудового спора на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, доводов сторон прийти к определенным выводам.

ТПП РФ не поддержала законопроект № 451173-5 в представленной ко второму чтению редакции, а в профильный Комитет Государственной Думы было направлено соответствующее заключение. По итогам совещания по законопроекту, состоявшегося 30 мая в Комитете Государственной Думы с участием представителей сторон социального партнерства, решено продолжить работу над ним в экспертной рабочей группе Комитета.

Коротко

2 мая Правительство РФ т.г. приняло постановление № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования». Теперь процедура оценки регулирующего воздействия будет распространяться на:

федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

требования пожарной безопасности;

требования в области охраны окружающей среды;

требования охраны атмосферного воздуха;

требования, правила и нормативы, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами;

требования надежности и безопасности систем и объектов электроэнергетики;

государственные нормативные требования в области охраны труда;

санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы и др. При этом с 1 октября 2012 года федеральные органы исполнительной власти будут размещать информацию о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу: regulation.gov.ru.

14 мая Советом Евразийской экономической комиссии был утвержден календарный план разработки документов по реализации Соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В частности, о согласованной макроэкономической политике; о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; о единых принципах и правилах конкуренции; о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Помимо этого, на 10 заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии, состоявшемся 16 мая 2012 года, был рассмотрен ряд важных вопросов, касающихся внешней торговли и таможенного сотрудничества стран — участниц Таможенного союза. Например, предложено унифицировать регулирование и отменить применение удвоенных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми не применяется режим наиболее благоприятствуемой нации. Также принято решение о полной передаче полномочий по проведению антидемпинговых и специальных защитных расследований от национальных органов стран Таможенного союза Департаменту защиты внутреннего рынка ЕЭК.

15 мая в г. Санкт-Петербург состоялась третья научно-практическая конференция по мониторингу правоприменения, в работе которой приняли в т.ч. представители ТПП России. В рамках конференции прошли «круглые столы» и секционные заседания, в ходе которых обсуждались вопросы применения и развития гражданского, уголовного, административного, семейного, коммерческого законодательства.

21 мая Президент В.В. Путин Указом № 636 утвердил новую структуру федеральных органов исполнительной власти. В нее структуру внесены, в частности, следующие изменения: Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты, в ведении которого будет Федеральная служба по труду и занятости. Образовано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. Образовано также Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу будет осуществлять Президент РФ, а на Правительство РФ возложены полномочия по руководству деятельностью Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по оборонному заказу.

25 мая Указом Президента России № 742 уточнено Положение о Минюсте России. Теперь на официальном сайте Минюста в сети «Интернет» будет публиковаться список негосударственных центров бесплатной юридической помощи. Также Министерство должно устанавливать единые требования к качеству оказываемой бесплатной юридической помощи.

30 мая постановлением Правительства Российской Федерации № 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановлением предусмотрено, что в 2012 году:

скидка или надбавка рассчитывается на 2012 год исходя из основных показателей, определенных по итогам деятельности страхователя
за 2008 — 2010 годы;

при наличии в 2010 году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на 2012 год скидка не устанавливается;

значения основных показателей по видам экономической деятельности рассчитываются и утверждаются страховщиком по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 1 июня 2012 г.;

решение об установлении страхователю надбавки на 2012 год принимается страховщиком не позднее 1 июля 2012 г.;

уплата надбавки в 2012 году осуществляется с месяца, следующего за месяцем установления надбавки;

для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 июля 2012 г. обращается к страховщику с заявлением;

скидка устанавливается страховщиком с 1 января 2012 года.

31 мая на площадке ТПП России состоялось очередное заседание Рабочей группы по мониторингу правоприменения. Обсуждены результаты мониторинга в сферах налогового, таможенного регулировании, размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также противодействия коррупции и практики проведения антикоррупционной экспертизы. Обобщённые материалы ТПП РФ по указанным вопросам направлены в Минюст России.

Юридический департамент ТПП России (т. 620-01-28, ф. 620-03-67, zakon@tpprf.ru)


[1] 6 июня с.г. проект закона принят Государственной Думой во втором чтении

Размещено в Законодательство · Метки: