Молодые бизнесмены получат юридическую и маркетинговую поддержку.
За последние полтора месяца в России стратовало несколько инициатив, призванных облегчить жизнь инноваторам. По данным опросов начинающих предпринимателей, около 80% российских стартапов испытывают сложности на стадии продаж инновационной продукции, связанные со слабой маркетинговой проработкой стратегии позиционирования и каналов продаж. Решить эту проблему должна новая совместная инициатива Российской венчурной компании (РВК) и Центра коммерциализации инноваций. Они создадут в России интернет-сервис для технологических компаний, с помощью которого можно будет получить консультации по маркетингу, развитию бизнеса и управлению. Этот проект реализуется в рамках программы РВК по стимулированию спроса на инновационную продукцию.
— Наиболее актуальная проблема для российских стартаперов и технологических компаний в стадии роста — недостаточное понимание рынка и потребителей и, как следствие, низкий уровень продаж продукции, — рассказала руководитель центра «Маркетинг инноваций» НИУ ВШЭ, партнер РВК по реализации проекта Татьяна Комиссарова. — Далеко не всегда сотрудники молодых инновационных компаний располагают компетенциями и временем для маркетингового анализа рынка на старте, не знают, для кого они производят свой продукт и насколько он будет востребован. Один из способов решения проблемы нехватки кадров и средств на штат маркетологов — привлечение в проект профессионального консультанта. Однако в России рынок этих услуг еще не сформирован, на нем работает немного квалифицированных консалтинговых компаний, которые реально обладают компетенциями по маркетингу инноваций.
На площадку интернет-сервиса по организации маркетингового консалтинга планируется привлекать консультантов, которые имеют большой опыт работы с инновационными компаниями. Успешный опыт решения сложных маркетинговых проблем стартапов в форме учебных кейсов будет размещен в «Базе знаний» проекта в открытом доступе.
По словам инициаторов проекта, разрабатываемый сервис нацелен на поддержку не только стартапов, но и компаний более поздних стадий развития, ведь трудности с выводом инновационных продуктов на рынок и последующими продажами возникают не только у начинающих технологических проектов, но и у компаний, уже получивших венчурные инвестиции.
Что касается успешности продаж инновационной продукции, по словам Татьяны Комиссаровой, необходимости разделять внешние факторы — такие как наличие спроса, прозрачность рынка, отраслевое законодательство, процедуры закупок и т.д., и внутренние факторы — качество продукта, его соответствие требованиям потребителей, компетенции продавцов и маркетологов компании, наличие ресурсов для продвижения.
На развитие внешних факторов направлены программы государства и институтов развития по стимулированию спроса на инновационную продукцию со стороны компаний и корпораций, изменению в лучшую сторону законодательной базы и процедур государственных закупок, государственной поддержке в продвижении на рынки инновационной продукции малых и средних предприятий.
Директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова обратила внимание на то, что программа РВК по стимулированию спроса на инновационную продукцию — это тоже своего рода стартап, она начала свою деятельность только в этом году. Сегодня реализуется несколько крупных проектов, один из которых направлен на развитие технологического брокерства. Он призван обеспечить небольшим технологическим компаниям доступ в традиционные каналы закупок крупных компаний и государственных организаций.
Есть в рамках программы и проекты, направленные на перспективное развитие рынка, например библиотека форсайтов, которая будет запущена в октябре. Форсайты — это документы, показывающие долгосрочные сценарии развития технологий и общества, а молодым технологическим компаниям часто не хватает собственных ресурсов для того, чтобы планировать бизнес на долгую перспективу, понимать, какие технологические продукты будут востребованы рынком.
С помощью нового сервиса можно будет заказать консультационные услуги у компаний, специализирующихся на маркетинге и коммерциализации инновационных продуктов и компаний, а также базы знаний, включающей теорию и практику маркетинга инноваций, кейсы, шаблоны маркетинговых документов. Инновационные компании получат не только маркетинговую, но и юридическую поддержку: платформа «Стартап Афиша» запустила новый юридический сервис для начинающих предпринимателей «Право на стартап».
На сервисе собраны все необходимые стартаперу документы, которые можно скачать и заполнить своими данными. Скачать можно и инструкции по правильному заполнению документов, и юридические советы.
Впрочем, если какого-то документа или необходимого варианта на сайте не оказалось, предприниматель может связаться с организаторами проекта и попросить их добавить ту или иную форму.