Госдума предлагает оставить сигареты павильонам и палаткам, а курилки – предприятиям.

iМаленьким магазинам и павильонам не будут запрещать продажу табачных изделий. Такова главная поправка к законопроекту «Об охране населения от воздействия окружающего табачного дыма», одобренная Комитетом Госдумы по охране здоровья.

Второе чтение законопроекта намечено на 25 января, сообщил «РГ» председатель комитета Сергей Калашников.

Но с этим предложением категорически не согласен председатель международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. «В маленьких магазинах вероятность продажи сигарет детям гораздо выше», — критикует он поправку.

В первом чтении скандальный антитабачный законопроект предлагал торговать сигаретами лишь в стационарных объектах площадью не менее 50 кв. м. (сельмагам лимит площади уменьшили до 25 кв. м.). Но поправки ко второму чтению смазали этот строгий запрет: торговлю куревом предлагается разрешить в любых магазинах и павильонах, а если таковых нет, то в поселке, например, допускается даже развозная торговля.

Налоговый кодекс гласит, что павильон — это строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Требований к площади зала закон не устанавливает.

Таким образом, обычный табачный киоск с торговлей через окошко можно превратить в павильон, пристроив к нему небольшой тамбур, чтобы помещались один-два покупателя. Для проведения строительных работ у киоскеров есть достаточно времени. Поправки к законопроекту предусматривают переходный период до 1 июля 2014 года.

Специализированные табачные киоски — не более 10 процентов от всех объектов, в которых продаются сигареты, утверждает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов. Но «выдергивание» табака из ассортимента больно ударит и по «многопрофильным» ларькам. И далеко не все ларечники смогут спасти свой бизнес с помощью «предбанника». Если в документах написано, что место предоставлено именно под киоск, переделать его в павильон — все равно, что получить разрешение заново, со всей вытекающей бумажной волокитой, говорит эксперт.

Но даже если не оговорено, что место дается именно под киоск, трудности у мелкоформатной торговли все равно будут. «В большинстве регионов есть утвержденный мэрией внешний вид киосков, и никто не даст его поменять», — заключает Максимов.

Тем не менее, отмена табу на продажу сигарет в торговых микроточках существенно ослабляет законопроект, заявил «РГ» Дмитрий Янин. «Из закона уходит запрет на продажу сигарет в палатках, видимо, депутаты посчитали, что сигареты менее опасный товар, чем пиво! Они говорят, что нельзя сокращать точки продаж сигарет, но наши контрольные закупки показали, что именно в маленьких магазинах вероятность продаж табака детям выше», — возмущен он.

По его словам, эксперимент проводился в трех мегаполисах: Екатеринбурге, Москве и Перми. «В 90% случаев дети смогли купить сигареты в киоске, тогда как в большом магазине сделать это было значительно сложнее», — утверждает Янин. И замена киосков на павильоны проблему не решит, уверен он: «Павильон — это по размеру тот же киоск, только со входом».

«Говорили о том, что первоначальная норма была пролоббирована торговыми сетями. Сейчас мы от этого ушли», — прокомментировал «РГ» поправку Калашников. Достигнутый результат он назвал компромиссом, который удовлетворяет и тех, кто против продажи табака во всех подряд точках, и учитывает позицию малого бизнеса и интересы покупателей в сельской местности.

В целом поправки ко второму чтению сделали законопроект более взвешенным, считает Калашников.

Источник: «Российская газета» http://www.rg.ru/2013/01/18/sigareti-site.html

Размещено в Законодательство · Метки: