Государство может ввести лицензии на осуществление деятельности по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом
В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по перевозкам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а также в случае перевозок по заказу.
В частности предлагается пункт 6 части 2 статьи 8 Федерального закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»предлагается признать утратившим силу, а также исключить из пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» слова «по заказам либо».
По мнению законотворцев, такой подход позволит повысить безопасность перевозок, снизит смертность на дорогах России и принципиальным образом оздоровит ситуацию на рынке предоставления транспортных услуг населению, создав стимулы автоперевозчикам для соблюдения правил добросовестной конкуренции
К настоящему времени проблемой национального масштаба стала высокая смертность в результате дорожно-транспортных происшествий. Так, только в 2011 году на российских дорогах погибло 27953 человека.
Определенный вклад в эту печальную статистику вносят и дорожно- транспортные происшествия (ДТП), произошедшие по вине водителей автобусов.
В Российской Федерации за период 2009-2011 годов и 7 месяцев 2012 года по вине водителей не лицензируемых автобусов зарегистрировано 8005 ДТП. В результате этих ДТП погибло 748 и ранено 12292 человека.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий при перевозках пассажиров автобусами являются нарушение водителями Правил дорожного движения, а также нарушение режима труда и отдыха.
По всем фактам совершённых лицензируемым транспортом ДТП Госавтодорнадзором проведены внеплановые проверки деятельности перевозчиков — лицензиатов. По выявленным нарушениям, в соответствии с действующим законодательством, нарушители были привлечены к административной ответственности. В силу действующего законодательства, даже после совершения ДТП, деятельность нелицензируемых перевозчиков Ространснадзором не проверяется.
В настоящее время значительная и постоянно растущая доля регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, производится под видом перевозок по заказу. При этом осуществление деятельности по перевозкам по заказу, в отличие от регулярных перевозок, не требует получения лицензии в соответствии с Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Получение лицензии легитимными перевозчиками требует выполнения определенных условий в виде наличия ремонтной базы и оборудованных стоянок для автобусов, организации предрейсовых медицинских осмотров водителей и т.д. Данные лицензионные условия при этом периодически проверяются. Для перевозок по заказу ничего этого не требуется.
При этом анализ аварийности за 2009 — 2011 гг. показал, что тяжесть последствий ДТП на лицензированном автомобильном транспорте ниже аналогичного параметра на не лицензируемом транспорте в среднем более чем на 20 %.
Тяжесть последствий ДТП определяется как отношение числа погибших на 100 пострадавших (число погибших, умноженное на 100 и деленное на число пострадавших (погибших и раненых)).
Так, за период 2009-2011 годов и 7 месяцев 2012 года тяжесть последствий для лицензируемого автобусного транспорта составила 4,47, а для нелицензизуемого — 5,74.
Представляется очевидным необходимость прекращения, с точки зрения повышения безопасности дорожного движения, неправомерной деятельности автоперевозчиков при выполнении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Источник: Интернет-портал «Субсчет.РУ» http://www.subschet.ru