Производители и продавцы – за цивилизованный диалог

1360613515_1Текстильная и легкая промышленность в свете вступления России в ВТО оказались в зоне повышенного риска. Однако речь идет не только о возможном усилении конкуренции со стороны зарубежных коллег. Определенные трудности эти отрасли испытывают и на российском рынке. И в первую очередь из-за неотрегулированных отношений с предприятиями торговли.

Поэтому совершенствованию сотрудничества организаций текстильной и легкой промышленности с торговыми сетями было посвящено первое в этом году совместное заседание двух комитетов российской Торгово-промышленной палаты – по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности и по развитию потребительского рынка.

Открывая заседание, заместитель председателя комитета ТПП РФ президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин подчеркнул, что доля изделий и товаров легкой промышленности в России составляет 14% от всего розничного рынка страны. В натуральном выражении он аккумулирует 2,6 трлн рублей. Это значительно выше, чем обороты большинства других товаров, потребляемых населением. Темпы роста с 2005 по 2012 год составляют в натуральном выражении 1,35 трлн рублей и увеличились в два раза. При этом присутствие отечественного товара выросло в 2,7 раза в абсолютных величинах, а официальный импорт вырос в 7,3 раза.

Кроме того, высок и практически не меняется с 2005 года в стоимостном выражении объем товаров легкой промышленности, незаконно произведенного и ввезенного на территорию России. В 2005 году он составил 850 млрд рублей. В 2012 году несмотря на все усилия по перекрытию каналов его поступления нелегальные товары поступили на общую стоимость в 910 млрд рублей.

В таких условиях многое зависит от того, как складываются отношения между производителями и современным ритейлом. Поэтому Андрей Разбродин проинформировал участников заседания о том, что в последнее время, начиная с заседания координационного совета Минпромторга, в этом направлении в значительной степени ситуация сдвинулась. На координационном совете эта проблема была поднята, и министр Денис Мантуров взял ее на заметку. С тех пор уже прошло несколько серьезных совещаний по вопросам торговли. Судя по всему, министерство планирует придать этому процессу серьезную динамику.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности в свою очередь провел обсуждение этого вопроса с коллегами из комитета по развитию потребительского рынка, а также с исполнительным директором Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Ильей Белоновским. Участники переговоров пришли к единому мнению о том, что предприятиям текстильной и легкой промышленности необходимо присоединиться к существующему Кодексу добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.

Председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, генеральный директор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов подчеркнул важность проводимого совместного заседания. Эта тема взаимоотношений между производителями, поставщиками и торговыми сетями в последние годы была острой и болезненной для всех сторон. По его мнению, это естественное отражение болезней роста, потому что после начала работы в иной общественно-политической формации и та и другая сторона развивались достаточно хаотично, исходя из имеющихся возможностей, роста потребления, роста благосостояния населения. Этот рост не был гармоничным и взаимоувязанным, что в свою очередь привело к огромному количеству проблем.

Процесс формирования товаропроводящей сети в России до конца не завершен. Она весьма неоднородна. Есть около ста сетевых организаций, работающих более-менее по-рыночному, есть игроки, которые насчитывают в своей сети по 5-6 тысяч торговых точек. Вместе с тем подавляющее большинство составляют компании, имеющие не более 4-5 торговых точек. И сетью это называть, в общем-то, преждевременно.

Поэтому для выработки общих подходов большую роль сыграло создание Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, куда вошли и ведущие торговые сети, в первую очередь члены АКОРТ, а также крупнейшие поставщики, такие как «Роспродсоюз», «Росбренд», масло-жировой, молочный, мясной, рыбный союзы, общественные советы при Минсельхозе и Минпромторге.

По сути, кроме мониторинга применения закона о торговле этот совет занимается разрешением конфликтных ситуаций путем переговоров и вырабатывает другие предложения по снижению остроты во взаимоотношениях. В результате были разработаны 4 поправки в закон о торговле, 2 поправки в Налоговый кодекс. Кроме того, была дана путевка в жизнь тому самому кодексу добросовестных практик, который Александр Борисов предложил всем участникам заседания внимательно изучить.

Сейчас очень многое зависит от правильно выстроенных взаимоотношений производителей и торговли, ценообразования, качества товаров. Важно, чтобы профессиональная сторона этих взаимоотношений, правильное понимание того, почему некоторые узкие места превращаются в предмет для конфликтов, обсуждались на профессиональном языке. И Торгово-промышленная палата – хорошая платформа для объединения всех, кто заинтересован в том, чтобы обе стороны находили взаимопонимание, а уровень дискуссий был профессиональным.

Однако такой призыв не сделал выступления участников заседания менее острыми. Так как в ТПП РФ собрались и производители, и ритейлеры, мнения высказывались самые разные, начиная с предложения законодательно установить обязательное наличие на прилавках торговых организаций отечественной продукции легкой промышленности в объеме не менее 30% до уравнивания производителей и торговли при расчете НДС на детские товары. Все же большинство участников совещания, включая представителей Минпромторга, поддержали целесообразность разработки и подписания Кодекса добросовестных практик, который позволяет выстраивать взаимоотношения между его участниками на цивилизованной основе.

Станислав Козак,

фото: Юрий Вищик,

ТПП-Иформ

Размещено в Вебинары и семинары · Метки: