«Антиотмывочный» проект сам нуждается «в чистке» ко второму чтению

image714260014 февраля состоялось заседание рабочей группы по управлению налоговыми рисками при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства. Основным вопросам повестки стало обсуждение проекта закона № 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям», который был принят в первом чтении Государственной Думой 22 февраля с.г.

Поддерживая курс государства на борьбу с «фирмами-однодневками», участники отметили, что новеллы проекта содержат в себе серьезные риски для добросовестных налогоплательщиков и бизнеса, а сам законопроект требует существенной корректировки ко второму чтению.

Основные замечания бизнеса по проекту закона сводятся к следующему.

Существенно расширяются права налоговых органов в области запроса документов у организаций, доступа к банковской тайне и блокировки счетов.

По мнению участников заседания, блокировка банковских счетов компаний должна рассматриваться исключительно как обеспечительная мера, т.е. в случае, когда у налоговиков есть претензии по недоимкам и пр. Проект же предусматривает право блокировки счета, если отправленное в адрес юридического лица письмо, не было доставлено по его юридическому адресу, в т.ч. по причинам, не зависящим от налогоплательщика – сбоев в работе почты и пр.

Кроме того, если банковские организации обяжут предоставлять информацию по депозитам и счетам, они будут нести постоянные операционные расходы, возникнут издержки, которые в конечном итоге лягут на конечного потребителя из-за повышения тарифов на банковские услуги.

Также проектируемые изменения статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают возможность налоговых органов не доказывать иные обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в то время как одно лишь отсутствие у контрагента необходимых средств для осуществления предпринимательской деятельности не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Таким образом, поправки перекладывают негативные последствия недобросовестности контрагентов на налогоплательщиков, совершивших реальные хозяйственные операции, не преследовавших цель получения необоснованной налоговой выгоды и проявивших должную осмотрительность при выборе контрагента.

Также было отмечено, что, в случае принятия проекта, банкам придется разрабатывать технологию и внедрять процесс выявления операций, подлежащих обязательному контролю, установления и идентификации бенефициарных владельцев и т.п. Все это повлечет за собой существенное увеличение расходов кредитных организаций на осуществление контроля в рамках исполнения требований по противодействию легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, получению коррупционных доходов.

По итогам обсуждения подготовлено отрицательное заключение ТПП России по законопроекту, которое было направлено в Экспертное управление Президента РФ и профильные комитеты Государственной Думы.

Размещено в Законодательство · Метки: