Инвестиции идут на Восток

08481a3df17ebc090fbd527e9dda54a5В настоящее время в Думе ведется доработка ко второму чтению правительственного проекта закона № 249572-6 о налоговом стимулировании инвестиционных проектов на дальневосточных территориях. Палата планирует в ближайшее время инициировать предложения по ряду поправок ко второму чтению проекта.

Напомним, что законопроектом предусмотрено введение в законодательство новой категории налогоплательщика – «участник инвестиционного проекта», реализуемого на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. При этом объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять не менее чем 150 млн. рублей, которые должны быть осуществлены в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционного проекта, или 500 млн. рублей, которые соответственно должны быть осуществлены в течение пяти лет.

Указанный проект в целом поддерживается, однако, бизнес и ТПП России видят ряд направлений его возможной доработки ко второму чтению.

Так, в части требований, предъявляемых к учету капитальных вложений, предлагается учитывать не только капитальные вложения, которые были произведены после регистрации в качестве участника инвестиционного проекта, но и капитальные вложения, которые были произведены участником при подготовке и бизнес-планировании инвестиционного проекта. Принимая во внимание длительность проведения подготовительных (проектных) работ предлагается объем капитальных вложений определять с момента начала реализации инвестиционного проекта, что ускорит реализацию уже действующих инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края и Республики Бурятия.

В отношении требований, предъявляемых к инвесторам, не очевидна целесообразность регистрации юридического лица только лишь на территории соответствующего субъекта РФ, в котором реализуется инвестиционный проект. Такое ограничение может привести к устранению крупных холдинговых компаний из указанного проекта либо к увеличению их затрат на организацию бизнеса в указанном регионе.

Также не вполне ясен смысл требования к инвестору о том, что у него для получения льготы должны отсутствовать обособленные подразделения за пределами субъекта, в котором реализуется инвестиционный проект. Инвестиционный проект может осуществляться в нескольких субъектах РФ, находящихся в периметре Дальневосточного округа (например, в Якутии и Амурской области). Указанное требование законопроекта может привести к неоправданному ограничению территории применения льготного режима.

Принципиальным вопросом являются возможные льготные ставки по налогу на прибыль для инвестиционных проектов. В настоящее время большинство инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на дальневосточных и забайкальских территориях, являются сырьевыми. Основной отличительной особенностью всех вышеуказанных инвестиционных проектов является длительный период их реализации, крайне существенные расходы на начальном этапе реализации проекта и получение прибыли лишь в долгосрочной перспективе (начало получения прибыли возможно не ранее, чем через 10-15 лет после получения первых доходов). В связи с указанной спецификой считаем, что предложенное законопроектом снижение региональной ставки налога на прибыль с даты получения дохода от реализации по проекту является неэффективной мерой, поскольку в период получения первых доходов они будут с избытком компенсироваться понесенными расходами, и налоговая база по налогу на прибыль в любом случае будет отрицательной.

В отношении установления размера ставки налога на прибыль в части бюджетов субъектов РФ необходимо отметить следующее. В законопроекте указано на возможность снижения ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов. То есть устанавливается право субъекта РФ (не обязанность) по снижению ставки налога. С другой стороны, в п.3 ст.284.3 предполагается, что ставка налога в бюджет субъекта РФ в первые пять лет не может превышать 10%, а в течение последующих 5 лет — не может быть менее 10%. Учитывая право выбора и указание лишь максимальных (первые пять лет) и минимальных размеров (последующие 5 лет), а также тот факт, что бюджеты субъектов на 90 процентов формируются за счет налоговых платежей,   с большой долей уверенности можно предположить, что в первые пять лет будет действовать ставка 10 %, а в последующие 5 лет – 18 %. То есть, истинно «льготными» будут только первые пять лет (ставка 10%).

Учитывая затратность подобных инвестиционных проектов, льготирование налога на прибыль на столь непродолжительный период и всего на 8%, как представляется, может не предоставить ощутимых преференций компаниям-инвесторам.

Зачастую частному инвестору в регионах России приходится проходить от 80 до 300 согласований, чтобы начать вкладывать деньги в региональный сектор экономики. Нужно сделать так, чтобы благие начинания, предусмотренные проектом закона, не обернулись для бизнеса бумажной волокитой и доказыванием своего право пользования налоговыми льготами.

Размещено в Законодательство · Метки: