ТПП РФ: миссия Палаты выполнима

getImageТорговые палаты – важный элемент развития международных торгово-экономических связей. В мире существует несколько моделей их организации. Согласно континентальной модели, членство в ТПП обязательно для любого субъекта экономической деятельности. Так работают палаты в Германии, Австрии и ряде других государств. Есть и англосаксонская модель, построенная на добровольном членстве. По этой модели создана и функционирует Торгово-промышленная палата России.

В зависимости от модели, торговые палаты предоставляют и разный спектр услуг. О важности торговых палат, о необходимости формирования деловой культуры российских предпринимателей в интервью корреспонденту ТПП-Информ рассказал вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. – Самой важной услугой торговых палат является подготовка профессиональных кадров, причем программы обучения готовит государство, торговые палаты ведут обучение на основании этих программ, а вот подбор профессий сегодня диктует рынок. Особенно продвинуты в этом направлении торговые палаты Германии, у них в основу обучения положена схема дуального образования, когда не только государство, но и бизнес платит торговым палатам за организацию обучения. Дуальное образование позволяет также решить проблему, которая свойственна в том числе и России, – проблему «переманивания» наиболее квалифицированных кадров. Часто возникает ситуация, когда инвестор, скажем, технопарка оплачивает подготовку кадров для своего производства, а компания, которая пришла на эту же площадку, переманивает уже обученных специалистов более высокой зарплатой. В процессе дуального обучения этого не происходит, так как все резиденты парка финансируют подготовку и обучение специалистов, и подобного рода проблем не возникает. – В ТПП РФ регулярно проходят рабочие встречи с делегациями зарубежных палат. Палата становится некоей точкой входа иностранных предпринимателей на российский рынок. Это так? – Действительно, ТПП РФ – это та дверь, в которую мы всем рекомендуем постучаться, прежде чем войти на российский рынок. Это касается не только иностранного бизнеса, который хочет работать в России, но и российского бизнеса, который хочет выйти на зарубежные рынки. Торговые палаты – это особый общественный институт. Их деятельность направлена не на извлечение дохода, а на предоставление услуг для бизнеса. Торговая палата – это абсолютно нейтральная организация. Хотя есть, конечно, исключения. Например, в Австрийской хозяйственной палате выборы руководителя производятся на партийной основе, что не мешает ей решать свои прямые задачи. Для нее важно быть оппонентом правительства в вопросах, затрагивающих интересы бизнеса. Есть очень хорошие примеры в работе российских территориальных палат, когда они выходят на новые рынки предоставления услуг, например, проводя аттестации рабочих мест, решая вопросы экспертизы или обеспечивая поддержку предприятий-экспортеров. Все эти услуги требуют специалистов с соответствующей подготовкой. Поэтому подготовка квалифицированных специалистов – это одна из статей, которая заложена в стоимость услуг торговых палат. Чем шире спектр услуг, тем сильнее палата, тем она авторитетней, тем лучше она знает потребности бизнеса своей страны и тем надежней она защищает его интересы в диалоге с правительством. – Но почему-то зарубежные предприниматели приходят на наши рынки именно через ТПП РФ, а российские предприниматели делают ошибку, выходя на зарубежные рынки, минуя торговые палаты? – Здесь вы правы. Если посмотреть планы работ федеральной палаты и большинства территориальных палат, то видно, что они проводят много встреч международного характера. Что касается российских предпринимателей, то у них нет пока соответствующей деловой культуры. Но сегодня членами ТПП РФ являются порядка 60 тысяч компаний, в то время как любая земельная торговая палата в Германии или во французской провинции объединяет миллион предприятий. Из данной ситуации и надо исходить, выстраивая стратегию продвижения на мировые рынки, которые ориентированы на цивилизованное ведение бизнеса и соответствующее выстраивание партнерских отношений. В ТПП РФ существует сеть зарубежных представительств, которые часто получают запросы от российских предприятий прислать справку на ту или иную компанию, сделать обзор того или иного рынка. – Правительство одобрило концепцию «нового облика» торгпредств, которые теперь должны будут оказывать масштабную поддержку российским предпринимателям. В рамках концепции появился паспорт внешнеэкономического проекта, который включает в себя перечень мер поддержки со стороны торгпредств. Какой вам видится общая стратегия взаимодействия ТПП и торгпредств? – Вы знаете, у нас в России 83 субъекта федерации. Торгпредства «идут в регионы» именно с площадок региональных ТПП, ведь только ТПП РФ имеет сеть из 174 региональных плат. Такой альтернативы нет ни у кого, и здесь мы, безусловно, соратники. Та концепция будущего торгпредств, которая обсуждалась на коллегии, определила, что светлое будущее – это клиентоориентированность. Работа выстраивается через соглашения с отдельными компаниями, когда компания готовит соответствующий паспорт и торгпредство отчитывается поэтапно, что оно сделало для той или иной компании. Сделаю небольшое отступление. Я начинал свою деятельность в Министерстве внешней торговли СССР. Старые, умудренные опытом «внешторговцы» говорили: если в результате 100 переговоров заключено 10 контрактов – это успех, а если из 10 контрактов один реализован – это полный успех! Во внешней торговле действует такой принцип: вы никогда не продадите то, чего у вас нет, и вы никогда не заставите купить то, что клиенту не надо. Сейчас нужно исходить не из того, что нам хочется, а из того, что мы можем сделать. Все зависит от того, как будет работать наша промышленность, насколько будет конкурентоспособна наша продукция.
Источник: ТПП-Информ ( http://www.tpp-inform.ru/ )

Размещено в Главные новости · Метки: