МСП и государство: инструменты есть, механизмов нет : Союз "Волжская Торгово-Промышленная Палата"

МСП и государство: инструменты есть, механизмов нет

 Основными направлениями новой экономической политики в сложившихся условиях, которые связаны с санкционным режимом, с замедлением спроса на многие товары российского экспорта, с высоким уровнем издержек и оттока капитала, являются импортозамещение и активное стимулирование внутреннего спроса и потребления.

К такому выводу пришли участники круглого стола на тему «Конкурентная промышленная политика для малых и средних инновационных и промышленных предприятий в условиях импортозамещения», состоявшегося в Торгово-промышленной палате РФ.

В своем выступлении директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что основными отраслями, в которых возможно развитие малого и среднего бизнеса для решения задачи импортозамещения, ТПП РФ считает сельское хозяйство, фармацевтику, производство медицинского оборудования и ОПК. Особое значение имеет привлечение небольших предприятий к госзакупкам.

По словам Анны Палагиной, Палата будет предлагать специальные, адресные и общие меры поддержки МСП. В том числе актуализацию тех мер, которые зарекомендовали себя как эффективные, а также прямые формы поддержки, являющиеся сегодня довольно востребованными.

Среди предложенных мер было названо налоговое стимулирование промышленного развития, заключающееся в расширении льгот для малых и средних инновационных предприятий, развитие государственно-частного партнерства, расширение доступа к финансовым ресурсам.

Директор департамента предпринимательства и услуг также проинформировала, что в ТПП России поступил проект бюджета РФ на 2015–2017 годы. Проект предусматривает снижение объемов средств федерального бюджета, выделяемых на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства на плановый период 2016 и 2017 годов по сравнению с объемом средств, утвержденным Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (на 2 % и на 28,9 % соответственно), а также по сравнению с 2015 годом (на 25 % ежегодно). Поддержка проекта бюджета станет возможной только в случае его доработки в части сохранения объема финансирования на государственную поддержку МСП на уровне 2015 года, отметила Анна Палагина.

Олег Бочаров, руководитель департамента науки, промышленности политики и предпринимательства г. Москвы, отметил, что задача государственной политики состоит в том, чтобы не столько поддерживать, сколько стимулировать МСП. И кроме того, установить равный доступ к мерам государственной поддержки.

Он проинформировал, что мэром Москвы Сергеем Собяниным создан штаб по импортозамещению.

В сложившихся условиях правительство Москвы ищет разумный баланс и точки соприкосновения между крупными корпорациями и представителями малого бизнеса. В городе функционирует более 300 высокотехнологичных предприятий, на которых трудится более 5 тыс. человек. Эти компании принесли в бюджет города порядка 1 млрд налогов за 2013 год. Москва видит в них реальную движущую силу экономики, поэтому развивает инфраструктуру города, создавая территориальные кластеры, которые должны дать толчок развитию МСП, создать высокую плотность интеллектуального труда.

Глава департамента г. Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев озабочен поиском драйверов, выпускающих инновационный продукт. В 2014 году доля такой продукции составляет 5 %, задача –увеличить ее до 15 % к 2018 году.

Но инициаторами производства подобной продукции должны быть заказчики. Он привел в качестве удачного примера такой продукт, как асфальтобетон, который используется в дорожном строительстве.

По его данным, ежегодно инновационной продукции закупается на 30 млрд рублей в год. И эта сумма будет увеличиваться.

Г. Дегтев рассказал, что в этих целях был создан и функционирует особый инструмент – портал поставщиков г. Москвы, который является витриной городского заказа, и в частности инновационных закупок.

Он отметил, что государство нуждается в обратной связи от бизнеса, ждет предложений.


Ему возразил заместитель начальника Управления президента по научно-образовательной политике 
Геннадий Шепелев, который считает, что деньги на НИОКР регулярно выделяются, они есть, нет финансов на развитие производства.Отдельно Г. Дегтев поднял вопрос, кто будет платить за НИОКР. Город не может, поэтому в дело должны вступать фонды и другие инструменты.

Быть может, они появятся с помощью недавно созданного Фонда развития промышленности, о котором рассказал ведущий советник департамента стратегического развития Минпромторга РФ Андрей Сухарев. По его словам, фонд должен восполнить острый дефицит финансов и прийти на помощь как бизнесу, так и банкам, которые не могут оценить ни собственные риски, ни коммерческую составляющую инновационных разработок. Бюджет фонда на 3 года должен составить 18 млрд рублей, сообщил А. Сухарев.

Начальник отдела регулирования и международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства и конкуренции

Минэкономразвития России Леван Минейкин отметил, что его ведомство ведет планомерную работу по расширению доступа субъектов МСП к госзакупкам. Он отметил, что МСП некуда расти, все ниши заняты государством.

Вместе с тем меры стимулирования спроса на продукцию МСП предусмотрены законодательством о закупках. Планируется, что с их помощью доля закупок субъектов МСП в общем объеме поднимется с 18 до 25 % к 2018 году.

Также по его словам, в 2014 году субсидии на поддержку МСП составили более 20,1 млрд рублей.

Программа поддержки МСП, реализуемая министерством, предусматривает создание центров кластерного развития (с 2010 года создано 17 в шестнадцати регионах РФ), региональных центров инжиниринга (с 2013 года 21 центр в четырнадцати субъектах РФ), а также центры прототипирования и центры сертификации.

Л. Минейкин также остановился на проблеме взаимодействия госкорпораций и МСП. По его словам, по большому счету крупные корпорации не пускают малый и средний бизнес к закупкам.

С ним согласна и председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова: «Мы встретились с отчетливым и жестким противостоянием». Она также отметила, что создается впечатление, что государство не заинтересовано в отечественном производителе. Ведь часто в документации к госзакупкам уже заложены характеристики иностранной продукции.

По ее словам, очень хорошо, что пусть в таких обстоятельствах, но появилась программа имортозамещения. У МСП появился шанс.

«Нам важно поменять психологию заказчика», – считает Е. Дыбова. Отечественная продукция конкурентоспособна. А промышленная политика должна развернуться на своего российского производителя.

Сегодня необходимо налаживание коммуникаций с государством, умение пользоваться всеми инструментами, которые предлагает власть.

«Инструменты есть, механизмов нет, чтобы вместе они заработали в слаженном оркестре», – заключила Елена Дыбова.

По итогам дискуссии была принята резолюция, в которой участники круглого стола просят Минэкономразвития вынести на рассмотрение правительства предложения о предоставлении льгот в части фискальной нагрузки (налогообложения и страховых взносов) на МСП, занятых в инновационной и промышленной сферах.

Сергей Тюрин,
ТПП-Информ

Анастасия Казимирко-Кириллова,
Центр по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ