Контрактная система госзакупок: и поставщики и заказчики подводят друг друга
Выездное расширенное заседание Общественно-консультативного Совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области проходило в Волжской Торгово-промышленной палате 2 апреля.
Тема заседания была посвящена госзакупкам — законодательным нормам, тому, как они применяются на практике и каково в них место малого бизнеса.
В дискуссии приняли участие мэр города Волжского Игорь Воронин и сотрудники городской администрации , президенты Волжской и Волгоградской Торгово-промышленных палат, а также предприниматели, работающие с государственными и муниципальными контрактами.
Заседание проходило под председательством руководителя УФАС по Волгоградской области Павла Мироненко, Участников приветствовал президент Волжской Торгово-промышленной палаты Владимир Глухов.
В начале встреч и глава Волжского Игорь Воронин отметил, что добросовестный участник системы госзакупок — это не только проблема поставщика, но и заказчика. По его словам, за ушедший год у администрации Волжского не было ни одного объекта работ, где бы поставщик так или иначе не подвел заказчика.
— Мы не меньше, чем представители бизнеса заинтересованы, чтобы на рынке госзакупок были порядочные и добросовестные участники, — подчеркнул мэр города, — поэтому рассчитываю здесь на конструктивную работу.
Начальник отдела УФАС Руслан Литвинов выступил с подробными разъяснениями действующего закона о госзакупках с позиции интересов поставщиков, то есть предпринимателей. В том числе он разъяснил процедуру подачи жалоб на заказчика и отметил, что на основании действующего закона можно выделить три вида контроля в сфере госзакупок: внутренний, внешний и общественный. Каждый из них выполняет свою функцию и отнесен к определенной инстанции.
Начальник управления экономики администрации Волжского Елена Сергеева представила аналитический обзор участия предпринимателей в закупках города Волжского. Она отметила, что с вступлением нового закона о госконтрактах с 1 января 2014 года значительно выросло — на 70% — число поставщиков по госзакупкам из малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что новый закон отменил ограничивающий перечень закупок, предназначенных для малого бизнеса. Факт, безусловно положительный, но есть и минусы.
Малый бизнес зачастую не может себе позволить участвовать в аукционе на крупные заказы, когда нужно представить 30% от цены в качестве финансового обеспечения. Поэтому выгодные контракты нередко для них недостижимы.
Представители обеих сторон отметили, что новый закон улучшил правила закупок, но в нем немало изъянов. При этом механизм совершенствования норм закона достаточно сложен. Однако нужно находить новые эффективные решения в уже существующей ситуации.
Чтобы встреча имела конкретный результат, мэр Волжского Воронин предложил сформировать орган общественного контроля в сфере госзакупок при участии органов ТПП. Это идея была поддержана всеми участниками заседания.
После выступления докладчиков предприниматели высказались о наболевших проблемах. В частности в Волжском — это вопрос неплатежей по госконтрактам из-за сложного финансового положения в бюджете.
Жаловались представители бизнеса и на необоснованные, по их мнению, предпочтения одного поставщика другому.
Председатель Волгоградского центра развития и защиты бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко резюмировала: правила игры для предпринимателей при участии в аукционах на госконтракты должны быть чистые, честные и прозрачные. А общественный контроль, по мнению присутствовавших представителей бизнеса, пока что «спит».
В финале заседания было решено в дальнейшем обсудить предметно возможность создания органа общественного контроля в сфере госзакупок. В Волжском он предположительно будет работать на базе городской Торгово-промышленной палаты.
Вот некоторые мнения участников заседания по итогам заседания:
Ольга Устинова, заместитель председателя Волжского местного отделения «Опоры России», предприниматель:
— Мы ждали от встречи больше диалогов, а не монологов, ведь тема для нас очень актуальная и по ней очень много вопросов. Но всё-таки хорошо, что в итоге все пришли к пониманию проблем, и появилось решение создать орган общественного контроля в качестве одного из рычагов их решения. Вопрос об этом мы, в частности, от «Опоры России» вынесем на областную коалицию предпринимателей, нужно будет разработать форму и механизмы действия такого контроля.
Например, настораживают такие факты, когда в условиях недофинансирования бюджетов от предпринимателей просят понимания при задержке оплаты, а сроки расчетов, как мы слышали на удручающих примерах, могут затянуться и на месяцы. То есть от предпринимателя жестко требуют выполнения сроков по контрактам (своевременно поставить товары, услуги, иначе — санкции), а в оплате получается этот принцип уже не действует — это какие-то двойные стандарты. Ведь получается, что представитель бизнеса в таких условиях не защищен, никак не подстрахован. Такие вот неплатежи чреваты зачастую банкротством, особенно для малого бизнеса с низкими оборотами. А ведь госконтракты могли бы им дать шанс выжить в непростых условиях.
Николай Криво, предприниматель в сфере проектирования, участник конкурсов на получение муниципальных заказов:
— Вопрос госзакупок весьма наболевший, но по итогам этого заседания пока результата нет, хотя предложение главы города о создании общественного контроля я считаю приемлемым.
В чем проблема? Если поставщик выполнил свои обязательства и не получает за это оплату более 3 месяцев — это уже серьезно для его финансового положения. Если в бюджете нет средств, зачем тогда выставлять на аукцион контракт? Ведь неплатежи для представителя малого бизнеса могут лишить его возможности полноценно работать, загнать в тупик. Нам здесь подробно разъясняли как работает закон, но мы и сами его читали, мы же им руководствуемся, и с юристами консультировались. Вот реальной помощи я пока не увидел, а проблемы ведь есть.