Что нам даст переход на электронные трудовые книжки? — консультирует начальник Центра правовой поддержки предпринимательства Чистякова Ольга Викторовна
На данный момент в Минтруде обсуждаются две даты: с 1 января 2019 года или с 1 января 2020 года, но для этого необходимо провести серьезную работу по переносу данных в электронный вид.
Термин «электронная трудовая книжка» может Вас ввести в заблуждение: речь идет не о переводе документа в электронный вид, а о составлении всероссийского электронного реестра — базы данных, в которой будет храниться информация обо всех изменениях во взаимоотношении работника и предприятия. То есть произойдет не только смена носителя — с бумажного на электронный — но и смена подхода к отношениям между государством, работодателями и сотрудниками. Он станет более современным.
И хотя сегодня трудовая книжка выполняет и полезную функцию — помогает работникам подтвердить свои компетенции и стаж перед новым работодателем — по большому счету она лишь дублирует информацию, содержащуюся в других документах — трудовых контрактах, приказах о приеме на работу и увольнении, о переводе на другую должность и т.д.
Переход к электронной форме фиксации трудовых отношений даст:
- работникам — больше свободы в отношениях с работодателем, возможность удаленного ознакомления с информацией, подтверждающей стаж и компетенции работника (с его разрешения).
- работодателям — возможность искать сотрудников с нужными навыками по более широкой географической базе, проще станет нанимать работников из других городов и устраиваться на работу в другом городе, что увеличит мобильность.
За последнее время российские ведомства проводят серьезную подготовительную работу по переходу на «цифру».
- Пенсионный фонд оцифровал информацию по всем отчислениям в фонд, произведенным приблизительно с 1997 года — эту информацию уже сегодня каждый может получить по запросу через личный кабинет на сайте госуслуг.
- Министерство труда в порядке подготовки к введению электронных контрактов, создало базы данных, содержащие порядка 90% вакансий в стране. На сегодняшний день в различных государственных реестрах уже хранится около 75% информации из трудовых книжек граждан.
- Остается только связать разрозненные реестры различных ведомств в единую информационную систему. Для этого необходимо выбрать ключевой идентификатор гражданина, который свяжет все эти базы воедино. Логично было бы, если бы им стал номер СНИЛС, уже работающий в качестве ключевого идентификатора в системе электронного предоставления госуслуг.
Переход к электронному реестру решит проблему утраты трудовых книжек: бумажные документы могут быть утеряны при пожаре, потопе или просто при безответственном хранении. Уровень безопасности хранения информации в электронном виде зависит от компетенций технического персонала, а значит, решение хранить такую базу данных централизовано, оправдано.
Такое хранение может увеличить зависимость работников от государства, хранящего важную для них информацию и теоретически способного влиять на ее содержимое. И здесь важным инструментом может стать технология blockchain, позволяющая вести реестр одновременно на множестве компьютерных узлов. Это дает возможность защититься от несанкционированного изменения данных в системе, а значит и повысить доверие граждан к такой системе, а, в конечном счете — и к государству.