Большое интервью президента Волжской ТПП Глухова Владимира Николаевича

Ситуация,  в которой разворачивается экономический кризис во всем мире очень нетипичная и развившаяся довольно неожиданно, она связана не только с выживанием бизнеса, но и  с выживанием многих людей.При этом мы понимаем, что эти два вида выживания очень тесно взаимосвязаны.На фоне пандемии и объявленного карантина очень многие бизнес-проекты терпят убытки, туризм и общепит почти не работают. Но есть и те направления, которые в чем-то даже получили преимущества.Значит ли это, что адаптация и реорганизация бизнес-направлений сегодня – это один из ключевых  вызовов для предпринимателей, для обеспечения жизнедеятельности  многих инфраструктур?
Поговорили об этом с президентом  Волжской Торгово-промышленной палаты  Владимиром Николаевичем Глуховым.

— Коронавирус,  который  наносит  масштабные удары по экономике, пришел  из Китая. Как известно, в  письменности этой страны  иероглиф, обозначающий «кризис» состоит из двух частей, которые можно прочитать как «Проблема и Обновление». Это в какой-то степени символично. Безусловно предприниматели (вдумайтесь в саму суть этого слова) после кризиса будут другими, я не говорю богаче или беднее, я имею ввиду их менталитет. Каждый год 15-20 процентов малого бизнеса закрывалось, это, если хотите, почти естественный процесс. Коронавирус эту цифру значительно увеличит. Беда постучится во многие двери. Ну а кто-то наоборот станет сильнее, сумеет сделать шаг вперед в своем развитии, расширить свой бизнес. Это во многом будет зависеть еще от характера предпринимателя. 
—  Владимир Николаевич, к чему должны быть готовы предприниматели в нынешних условиях?Что важно понимать и предпринимать? Какие стратегии сегодня востребованы, эффективны?— У каждого из нас свой путь, своя дорога. Удача будет на стороне тех, кто проявит настойчивость, найдет альтернативу и креативный способ решения проблем. Например, до кризиса шитье защитных индивидуальных масок, было бизнесом с почти нулевой рентабельностью, а сегодня — наоборот. Только в нашем городе более десяти фирм открыли такое производство. Они предлагают маски самых разных моделей: от дешевых до супердорогих, многоразовых. Это адекватный ответ на спрос.Коронавирус заставит нас, государство изменить Трудовой кодекс. Работа в удаленном режиме станет нормой. Большие офисы станут менее востребованы, а вот потребность в коворкинг-центрах, на мой взгляд, вырастет. Еще шире будут использоваться неполная занятость, неполный рабочий день. Аутсорсинг станет нормой для большинства представителей малого и среднего бизнеса. 

Владимир Глухов : адресная помощь помогла бы людям и поддержала спрос в экономике

— Какие навыки помогут выжить представителям бизнеса в этой очень не типичной ситуации?- Век живи и век учись. Билл Гейс ушел со 2 курса Гарварда и стал самым богатым человеком в мире. Но это не значит, что он был неучем, наоборот, в своем деле он знал больше, чем ему мог дать университет, он очень много времени занимался самообразованием. Россия всегда отличалась креативным подходом к решению многих проблем, и сегодня шансов будет больше у тех предпринимателей, которые найдут нестандартный подход к решению стандартной задачи.
— Какое значение имеет поддержка государства? В каких объемах, и в каких направлениях она нужна?Достаточно ли того, что государством уже предложено на сегодняшний момент?— Что бы и в каких объемах государство не сделало, критиковать все равно будут. На всех не угодишь. Дополнительно к принятым мерам я бы еще предложили адресную помощь населению, скажем, в размере 20 тысяч рублей в месяц. На мой взгляд, это благотворно отразилось бы на здоровье и психологии россиян и, конечно, помогло бы сохранить спрос на продукцию и услуги малого и среднего бизнеса. Эти деньги сработали бы 3-4 раза  в пользу экономики.
— Стоит ли вообще бизнесу рассчитывать на государство?— Да малый и средний бизнес никогда особо и не рассчитывал на помощь государства. Он всегда на этот вопрос отвечал однозначно – не надо помощи, только не мешайте, и это будет главной поддержкой. Сейчас приостановили проверки, снизили налоги и отсрочили их оплату. Это существенная поддержка. 
— Можно ли говорить о том, что многие виды бизнесов в том виде, в котором они работали до кризиса, возможно, уже никогда не возродятся,  и  стоит ли ожидать появления  качественно новых видов  предпринимательской деятельности, каких, на ваш взгляд?— Я уже сказал, что мы все станем другими, а предприниматели в первую очередь. Мы говорим про коронавирус и его влияние на бизнес, а про экономический кризис молчим. А это может оказаться еще более трудной проблемой для всех нас.Он только набирает обороты, а экономисты говорят уже о падении мирового ВВП на 3-5 % уже в 2020 и скромно молчат о том, что будет дальше. Цена на нефть на мировых биржах (а Россия все еще сырьевая страна) бьет антирекорды. Нужно затягивать пояса, и это вероятно не на один год. Как выжить в кризисных условиях – это одно, а что будет после – это уже совсем другой разговор. Мир станет другим, изменятся ценности. 
— Предприниматели уже давно активно переводят не только свою рекламу, но и сами виды  деятельности в интернет, в соцсети.Уже давно там активно развиваются,  например, многие образовательные проекты.  Но сейчас возникли условия, когда для большинства работать через интернет – это единственный шанс  продолжать коммерческую деятельность.Как вы считаете, затянет ли это многие бизнесы в интернет-сеть навсегда, захотят ли те, кто успешно там реализуются,  вернуться в оффлайн, в реальные взаимоотношения? Вообще, насколько они современны теперь, когда любые переговоры можно провести онлайн с партнерами из любой точки мира?— Интернет изменил мир, изменил взаимоотношения людей, к старому возврата уже не будет. Время становится самым дорогим продуктом, и это слишком большая роскошь — откладывать решение задачи и проблем до «живой» реальной встречи. Деньги уже сегодня во многих ТНК (транснациональных корпорациях) работают 24 часа в сутки, и это непозволительная роскошь принимать решения или проводить многолюдные и многочасовые совещания. Время – деньги, это уже не афоризм, а реальность.
— Продажи офлайн и онлайн, обойдут ли интернет магазины обычные супермаркеты по востребованности? По крайней мере, в непродуктовых видах товаров?    Не станут ли продажи у прилавка архаизмом?— По крайне, мере мы сегодня к этому уже подошли. Нас еще сдерживает наш менталитет:  многие рассматривают шопинг, как часть образа жизни, и быть затворниками россиянам будет очень сложно. Технически уже сегодня можно заказать большинство товаров по Интернет, и Вам привезут их на дом, но торговые центры стали местом общения для молодежи и не только. С товарами вопрос решаем, а как быть с общением?Не нужно забывать, что человек – социален, ему для самореализации нужно общество. Не так важно, каким образом будут продаваться товары, они нужны не только для индивидуального потребления.Через некоторые промышленные товары человек в том числе и самовыражается. Но впереди, возможно, нас ждет новая структура социального общества.
— Какие проблемы сейчас важнее всего решать бизнес-сообществу?— Найти себя и рыночную нишу для своего бизнеса.Это задача индивидуальная, и сегодня она звучит в миноре – как выжить. А перед бизнес-сообществом, перед объединением бизнесменов, стоит несколько другая задача: обобщить информацию и текущий опыт, выработать конкретные предложения. Для подавляющего большинства предпринимателей бизнес — это не способ стать богатым, а единственный вариант прокормить свою семью. Поэтому текущая задача бизнес-объединений — правильно спрогнозировать ситуацию, подкрепить предложения конкретными выкладками, расчётами. Затем  их необходимо еще будет правильно обосновать, а потом убедить власти всех уровней принять соответствующие нормативно-правовые акты  и внедрить их в жизнь. В настоящее время идет сбор информации, о выводах говорить преждевременно, мы видим только верхушку айсберга.
— Как это видит Волжская ТПП? Какие методы выживания и поддержки вы предлагаете членам ТПП? Что представителям делового сообщества  еще важно освоить, понять усвоить?— Частично на этот вопрос я уже ответил, сейчас идет сбор информации, обобщение и её анализ. В Торгово-промышленной палате работает Горячая линия, куда звонят предприниматели.Наши специалисты и эксперты дают консультации, и таким образом мы получаем информацию от первоисточников о возникающих проблемах. Совместно ищем и предлагаем варианты решений. Это ежедневная, большая и очень ответственная работа. Идет обмен информацией и опытом с другими регионами – спешка здесь может только навредить. Но и пассивное ожидание тоже опасно. Так что ищем «золотую середину».Нужно работать, малый и средний бизнес может и должен с соблюдением всех необходимых мер предосторожности работать,  это главное. Запасов у малого бизнеса  нет, поэтому это скорее вынужденная мера, но максимальную безопасность работников МСБ и покупателей нужно обеспечить.
— Волжский давно известен своей стабильно и активно развивающейся промышленностью во всем Поволжском регионе. Малый и средний бизнес в городе тоже уверенно себя чувствует.Как вы оцениваете устойчивость предприятий и бизнес-проектов Волжского к нынешним кризисным явлениям? Какая поддержка в кризис им может быть оказана на местном уровне?— Сегодня еще нет статистики, итогов работы за первый квартал и уж тем более нет информации о работе в апреле, карантинном месяце, чтобы оценить глубину провала в малом и среднем бизнесе. Есть информация от отдельных, и даже многих предпринимателей, но на этом основании еще рано делать выводы. Постановление главы нашего города Игоря Воронина №1913 от 6 апреля вступило в силу, МСБ не забыт, ему представили определенные льготы. Вносить коррективы в это постановление пока еще рано, нужно наработать конкретные предложения, основанные на опыте работы МСБ в условиях короновирусной пандемии и Экономического кризиса. 
— Благотворительность – это всегда проявления лучших качеств владельцев капиталов и предприятий.На что может быть направлено сегодня внимание этих людей? Кто из предпринимателей в Волжском продолжает поддерживать благотворительные проекты даже в эти трудны времена? Какие благотворительные проекты вы могли бы особо отметить?А может быть, вы бы отметили те сферы, которые сегодня важно особо поддержать, на ваш взгляд?— Русский человек, россиянин – изначально готов помочь близкому, это у него у крови. Когда предприниматель рассказывает, кому и на сколько он помог, это не благотворительность, это реклама себе самому любимому или своему товару.Настоящий предприниматель творит добро молча. Поэтому я не буду в рамках этого разговора никому делать рекламу. Скажу так — добрых людей среди предпринимателей очень много, и коронавирус на это никак не повлиял, они продолжают помогать нуждающимся.
— Хотели бы вы обратиться к предпринимателям волжского с пожеланиями?  Несмотря на социальное дистанцирование, важно ли  объединяться, сплачиваться, какие напутствия вы бы высказали представителям делового сообщества сегодня?— Если у Вас есть предложения, как защитить МСБ, какие меры Вы считаете наиболее важными в этой ситуации, если у Вас есть идеи и/ или Вы ищите партнеров или что-то еще, хотел бы  сказать приходите, но вынужден говорить:  звоните и пишите, в ТПП Вы найдете единомышленников. И то, что не по силам одному, можно сделать вместе. Подготовила Лилия Фанина

Размещено в Главные новости, Новости города · Метки: