Инновации снижают затраты.
Практически во всех бизнес-школах учат написанию деловых стратегий, однако гораздо меньше внимания уделяется вопросу их эффективного воплощения. Хотя, как известно, последний является ключевым для достижения поставленных целей в бизнесе компании, решающим фактором для увеличения ее прибыльности.
Практически любой руководитель компании сталкивается в своей практике с проблемой, когда, казалось бы, отличная стратегия не приносит должных плодов, и чаще всего дело в реализации. В связи с этим руководство любой компании всегда должно «держать в уме» вопрос о правильных исполнителях.
Выражение «кадры решают все» давно уже стало банальностью и даже предметом для иронии, однако в бизнесе это — суровая правда. Без сомнений, сотрудники компании являются тем самым ключевым звеном, без которого невозможна успешная реализация даже самой правильной и многообещающей стратегической задачи.
При этом данные международных исследовательских агентств и центров, таких как Norton&Kaplan, Saratoga Institute, EMPO и др., выявляют совершенно поразительные факты относительно состояния дел по работе с персоналом в, казалось бы, весьма успешных западных компаниях. Так, около 95% сотрудников, как правило, не понимают стратегию и цели компании. В среднем почти половина всех операций сотрудников не несет результативного характера. 84% западных компаний, на которые в России привыкли равняться как на образец, тем не менее, по данным тех же исследований, используют потенциал своих сотрудников не полностью.
Если здраво оценить масштаб реальных и насущных задач, которые должны стоять перед HR-департаментом успешной и развивающейся компании, становится ясно, что для реализации успешной стратегии отделаться формальным подходом к управлению персоналом сегодня вряд ли получится (да и стоит ли?). Неверно и вредно в этом случае и «традиционно» понимать применение информационных технологий в этой области исключительно как автоматизацию расчета заработной платы и кадрового делопроизводства. Вернее, это можно делать, если вы желаете получить советский «отдел кадров» вместо отдела по эффективной работе с основным источником вашей прибыли — людьми.
Для такой работы компании необходима принципиально иная концепция работы с персоналом и, соответственно, иные инструменты. В основе такой концепции должна лежать согласованная работа топ-менеджмента компании, специалистов HR-отдела и ИТ-департамента. Важно понимать, что отсутствие уже одного из трех компонентов автоматически снижает эффективность подхода до уровня ниже критического.
В идеале этот комплексный подход вкупе с правильно выбранным ИТ-решением в качестве инструмента должен помочь добиться понимания основной массой сотрудников целей и задач компании, над которыми они работают, а также построения эффективной системы оценки достижения поставленных целей в реальном времени. Кроме того, достаточной мотивации сотрудников, их профессионального и видимого карьерного роста внутри, а не вовне компании, налаживания четкой и бесперебойной работы по обеспечению руководства актуальной информацией для принятия управленческих решений и др.
Остановимся на критериях выбора ИТ-решения в сфере управления персоналом для реализации такого подхода. Если компания желает получить комплексную и легко интегрируемую с другими программными решениями систему, требования укладываются в три блока.
Первый блок касается способности решения выявить и формализовать связи между целями компании и целями сотрудников, тем самым повысить эффективность работы отдела персонала. Внедрение ИТ-решения должно приводить к таким эффектам, как снижение текучести кадров в среднем звене, преимущественное заполнение вакансий внутренними кандидатами и др. Сами же затраты на HR при правильно выполненном внедрении могут быть снижены приблизительно на 20%.
Второй блок требований касается технологий обеспечения руководителей компании информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Такие технологии должны выдавать в качестве результатов: объединение различных систем для управления эффективностью в единую интегрированную систему, снижение времени на коммуникацию стратегии, увеличение доли времени, затрачиваемой сотрудниками на выполнение стратегических задач компании (до 80%), и др. При этом бизнес-практика западных брендов демонстрирует, что при применении современных автоматизированных решений время на подготовку отчетности об эффективности работы сотрудников может сократиться до 50%.
Наконец, третья группа признаков, по которой можно выбирать ИТ-решение для внедрения, касается увеличения эффективности работы самих сотрудников. Практика крупных западных компаний показывает, что благодаря внедрению передовых ИТ-технологий можно увеличить число высокоэффективных сотрудников в пять раз, примерно во столько же раз повысить общую эффективность работы персонала, за счет чего процент успешно завершенных проектов в среднем увеличивается на 14%.
Немаловажным технологическим аспектом современного ИТ-решения в области управления персоналом может быть и облачный принцип его построения (модель SaaS), который в значительной мере позволяет оптимизировать издержки при его внедрении и еще больше — при эксплуатации. Такая модель помогает избежать капитальных затрат и минимизировать операционные расходы на приобретение решения, а оплата осуществляется в соответствии с фактическим использованием.
Важно понимать, что при реализации современного комплексного подхода к управлению персоналом с помощью ИТ-решений смещается сам фокус в управлении персоналом: цель снижения затрат на управление персоналом перестает быть самодовлеющей и оторванной от стратегических задач предприятия — акцент смещается на ключевую деятельность компании, когда оценка персонала становится привязана к результатам бизнес-процессов.
«Российская Бизнес-газета» — Карьера и менеджмент №859 (30)