РЕФОРМА ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ
27 февраля 2014 года в Волжской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол «РЕФОРМА ТРЕТЕЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА», посвященный обсуждению законопроектов «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»».
С вступительным словом к участникам круглого стола обратился Вице-президент Волжской торгово-промышленной палаты Форер Александр Генрихович, напомнив, что среди задач, которые выполняют торгово-промышленные палаты одна из важнейших – это содействие урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями.
Торгово-промышленные палаты успешно справляются с поставленной задачей: всего в системе ТПП сегодня действует более 100 третейских судов, в ТПП России и в территориальных палатах накопился большой опыт разрешения предпринимательских и других гражданско-правовых споров.
Вместе с тем, есть и определенные трудности, препятствующие привлекательности третейского разбирательства, например, затягивание исполнения решения, сроки рассмотрения заявлений в государственных судах, и некоторые другие, а в тоже время, есть и негативная практика некоторых третейских судов, создаваемых при коммерческих структурах, отрицательно повлиявшая на третейское судопроизводство в целом.
На необходимость повышения авторитета третейских судов, разработки и принятия новых правил третейского разбирательства, в конце прошлого года обратил внимание Президент РФ Владимир Путин, выступая с Посланием Федеральному собранию.Александр Генрихович также поблагодарил третейских судей за хорошую работу и от имени Волжской торгово-промышленной палаты в канун ее двадцатилетнего юбилея отметил грамотами и благодарственными письмами самых активных из них.
В январе текущего года Министерством юстиции РФ опубликовал законопроект «О третейских судах и арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», а также пакет поправок в некоторые другие законы, в частности в Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ (АПК, ГПК), в Федеральный закон «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ряд других.
В частности в законопроектах предлагается создание арбитражных учреждений, которые буду администрировать постоянно действующие третейские суды. На них лягут функции разработки правил третейского разбирательства, ведение списка арбитров, информирование об отмене решений арбитров и другие. Такие учреждения создаются в форме некоммерческих организаций Их регистрация в качестве юридического лица возможно лишь при условии получения разрешения от Минюста. Однако данные требования не затронут систему третейских судов при торгово-промышленных палатах.
Также законопроект предлагает ряд изменений в процедурных вопросах и вопросах компетенции. Так по законопроекту теперь третейским судам станет доступно рассмотрение отдельных категорий корпоративных споров: связанных с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем, и некоторые другие. При этом изменения в АПК и ГПК перечисляют категории дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов.
Законопроект уточняет требования к третейским судьям, например,
— получить статус арбитра теперь сможет федеральный судья, пребывающий в отставке,
— арбитром не может быть лицо, не достигшее возраста двадцати пяти лет,
— арбитров предложено отнести к должностным лицам в целях применения ряда статей Уголовного кодекса: ст. 290 («Получение взятки»), 291 («Дача взятки»), 291.1 («Посредничество во взяточничестве») и 304 («Провокация взятки либо коммерческого подкупа»).
В законопроекте о третейских судах дан исчерпывающий перечень оснований для оспаривания решений арбитров. При этом стороны в арбитражном соглашении могут установить, что решение третейского суда является окончательным. В таком случае суд сможет отменить его лишь по двум основаниям: отсутствие компетенции третейского суда на рассмотрение спора и противоречие решения публичному порядку. Отменой же решений третейских судов в качестве судов первой инстанции, а также выдачей исполнительных листов займутся в рамках судов общей юрисдикции – суды уровня субъектов РФ, в системе арбитражных судов – федеральные арбитражные суды округов, что сократит количество инстанции. Сейчас эти дела рассматривают соответственно районные суды и арбитражные суды субъектов РФ.
Эти и другие предлагаемые изменения, а также различные точки зрения, высказанные специалистами о законопроектах, стали предметом обсуждения. По итогам работы круглого стола была принята резолюция, в которой отражены мнения и предложения участников встречи по законопроектам. С текстом резолюции можно будет ознакомиться в ближайшее время на сайте Волжской ТПП. Кроме того, ее текст будет направлен в Минюст России.
В работе круглого стола приняли участие Председатель Третейского суда при Волжской торгово-промышленной палате Петренко Николай Федорович, Председатель Третейского суда при Волгоградской торгово-промышленной палате Коробов Олег Александрович, Судья Волжского городского суда Волгоградской области Шестакова Светлана Георгиевна, Судья Волжского городского суда Волгоградской области Петрушенко Юлия Витальевна, представитель Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Белоножкин Андрей Юрьевич, заместитель начальника Волжского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области Беллер Виктор Викторович, Менеджер ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» Комасина Галина Петровна, третейские судьи, практикующие юристы, студенты и преподаватели Волжского филиала НОУ ВПО «Международный юридический институт» и Волжского гуманитарного института (филиала) ВолГУ.
Материал подготовил С.И. Шаповалов, третейский судья