Нестационарная торговля и проверки стали основными поводами для жалоб бизнес-омбудсмену Волгоградской области в 2017 году
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольга Владиславовна Устинова рассказала 3Д-экономике о проблемах и жалобах предпринимателей и о том, как их можно решать.
— Ольга Владиславовна, какая сейчас обстановка с бизнесом в нашем регионе по вашим впечатлениям, что говорит ваше профессиональное общение с предпринимателями?
— Проблем много, но и пути решения, новые возможности предотвращать какие-то факторы, мешающие развитию предпринимательской деятельности, тоже наметились. Мы нарабатываем практику.
В прошлом году в топе поводов для жалоб были одни проблемы (если смотреть на поступавшие обращения), а в нынешнем уже наметился другой тренд.
Расскажу поподробнее. В целом в 2017 году жалоб пришло в два раза больше, чем в 2016-м. С одной стороны – это проявленное доверие к моей работе как бизнес-омбудсмена и нашему аппарату. С другой – это проблемы, с которыми предприниматели не готовы справиться
самостоятельно.
На слуху у всех споры и дискуссии об установке и благоустройстве новых нестационарных объектов в Волгограде и Волжском.
Эта тема и стала главной в потоке обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.
На втором месте оказались жалобы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью, то есть с проверками госорганов. А на третьем – вопросы земельно-имущественные отношения и аренда.
Далее идут жалобы по контрактной системе (госзакупкам), и на пятом месте — налоговое законодательство и его применение.
Если же говорить более обобщенно о проблемах в сфере реального бизнеса, то надо сказать о набирающей обороты, так называемой «теневой экономике». Я имею ввиду людей, которые ведут активную хозяйственную деятельность, но при этом они не зарегистрированы как бизнес вообще. А, значит, они не платят налогов, неконтролируемы никем и ни в чем, и это не только не приемлемо для государства, но и опасно для людей.
В числе таких «бизнесов» и несанкционированная торговля (кто знает, какими продуктами торгуют на спонтанно сооруженных прилавках на улицах, откуда привезли товар и пригоден ли он для употребления?).
Есть и работающие по таким же схемам автомойки на базе частных домов. Они зачастую загрязняют, буквально заливают соседские дома и участки, потребляют воду и электроэнергию в промышленных масштабах, а платят за ресурсы по бытовым тарифам.
Такое можно обнаружить и с другими видами деятельности. Это могут быть разные коммерческие услуги без оформления организационных документов. Эти «дельцы» подрывают доверие к потребительским услугам и составляют недобросовестную конкуренцию тем, кто работает легально и платит налоги.
В общем-то информация о них как раз и приходит от добросовестных предпринимателей. Мы занимаемся поиском путей противодействия такой деятельности.
— Ольга Владиславовна, тема нестационарных объектов мелкорозничной торговли, а именно вопрос установки павильонов и прилегающая к ним территория действительно вызывают много споров до сих пор. Антимонопольная служба, как известно, недавно выступила против того, что муниципалитеты своими нормами обязывают владельцев таких объектов благоустраивать участки вокруг киосков. Что вы об этом думаете?
— Насколько я знаю из общения с предпринимателями, благоустраивать прилегающие к павильонам территории, это не только желание, но даже инициатива бизнеса. Ведь это им торговлю вести, и ухоженные объекты, само собой, скорее привлекут клиентов, чем заброшенный облик торговой точки. Это же очевидно. Предприниматели и сами готовы, и, думаю, будут решать эту проблему, можно было бы и не издавать обязывающие нормы.
Привлекательные территории с объектами торговли – это прямой интерес бизнеса, это их потенциальная прибыль. Заинтересованность в благоустройстве у бизнеса очевидна.
Тем предпринимателям, которые в результате исключения мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утратили свое право размещения на прежних местах, было предложено четыре механизма получения компенсационных мест, предусмотренные нормативно-правовыми актами муниципалитетов.Хочу отметить, что в других регионах такого нет.
Я в числе многих принимала активное участие в разработке нормативных документов касающихся нестационарной торговле.
В том числе и потому, что в 2017 году приходило много (всего за год 91) письменное обращение по вопросам нестационарной торговли, то есть чаще всего жалобы приходили именно по ней. Поэтому мы уделяли особое внимание нормативным документам по ее организации, учитывали мнения и желания бизнеса, в том числе изложенные в обращениях
Мы старались максимально соблюсти интересы предпринимателей в этом вопросе, и муниципалитеты тоже прилагали для этого немало усилий. Эта тема активно обсуждалась и в публичном пространстве, как вы знаете. Сейчас правила и нормы в сфере мелкорозничной торговли в Волгограде и районах области более или менее упорядочены и понятны, и эта проблема идет на спад.
— Проверки юридических лиц – плановые и внеплановые – больной вопрос для любого предпринимателя, мелкого или крупного. Вмешательство в работу юрлиц почти всегда чревато убытками.
Контроль соблюдения законов, безусловно, нужен, но как противостоять излишнему давлению на бизнес, как не перегнуть палку на ваш взгляд?
— В период «надзорных каникул» для малого бизнеса число плановых проверок, как известно, значительно снизилось со стороны всех контролирующих органов. Но при этом стало расти число внеплановых надзорных мероприятий. Сами проверки не всегда корректны и обоснованны.
Поэтому и жалобы по ним к нам продолжают поступать.
На основании обращений я вмешиваюсь, и мы решаем проблему по ситуации в рамках моих полномочий.
Однако хочу заметить, что в результате реформы контрольно-надзорной деятельности формы проверок должны заметно упроститься и оптимизироваться.
Многие ведомства свели их к типовым опросникам (чек-листам). То есть при выезде на место (в случае плановой проверки) проверяемый должен ответить на ряд вопросов по пунктам, которые выработаны ведомством для быстрого и эффективного получения информации о деятельности субъекта бизнеса.
Это позволяет сэкономить и время и нервы обеих сторон. А это немаловажный фактор для комфорта предпринимательской среды.
Президент Путин в реформировании контрольно-надзорной деятельности поставил цель перейти от сильно устаревшей репрессивной модели к современной сервисной, партнерской модели. Она подразумевает, что контролирующие органы в первую очередь работают над предупреждением кризисных ситуаций и значимых нарушений. Это значит, что административная нагрузка на бизнес должна быть снижена до минимума, а качество проверок — усовершенствовано.
Однако хочу заметить, что никто не будет защищать бизнес, если он намеренно нарушает правила. В этом случае ответственность должна быть адекватной нарушению.
Есть еще и другая проблема и она очень серьезная. Это необоснованное уголовное преследованиепо статьям за экономические преступления.
Как известно, государством уже заявлялось о нецелесообразности лишения свободы по статьям за преступления в сфере бизнеса. Однако на практике этот принцип пока не реализуется в полной мере, в том числе из-за несовершенства законодательства и процессуальных противоречий.
В Волгоградской области есть примеры привлечения к ответственности с мерой пресечения в виде лишения свободы. И это очень настораживает.
В прошлом году у нас были и письменные и устные обращения по уголовным преследованиям.
Оказывать правовую помощь в таких ситуациях крайне сложно, в том числе из-за ограниченных полномочий омбудсмена. Он не может выступать защитником в уголовном процессе, хотя есть надежда, что эти полномочия будут расширены.
Я считаю, что необоснованное уголовное преследование бизнеса не приемлемо для развития предпринимательских традиций в нашем обществе.
Эта сфера должна быть свободной от предвзятого отношения.
Поэтому мы с надеждой ждем либерализации ответственности бизнеса в уголовном праве.
Иначе предпринимательство не станет привлекательным для молодого поколения.
На сегодняшний день реальный сектор экономики продолжает оставаться не вполне доступным и безопасным для реализации амбиций талантливых и предприимчивых людей.
Например, по официальной статистике в 2017 году число юрлиц сократилось в Волгоградской области, хотя увеличилось количество ИП. Это можно объяснить и более привлекательной системой налогообложения для ИП.
Но все-же сама сфера бизнеса пока не самая доступная и комфортная из профессий для тех, кто выбирает дело своей жизни.
— Ольга Владиславовна, расскажите поподробнее о статистике обращений предпринимателей в прошлом году?
— За 2017 год к нам в аппарат Уполномоченного поступило 699 обращений, из них письменных обращений – 237 (в два раза больше, чем в 2016 году).
Из полученных письменных обращений 26 перенаправлены от Бориса Титова, уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Устные сообщения обычно поступают в ходе личного приема и личных консультаций, которые я и мои представители ведут регулярно и в Волгограде, и вВолжском, и во многих районах Волгоградской области.
Из письменных обращений – это 154 жалобы, 22 предложения и 61 заявление.
Чуть более одной пятой от всех жалоб (22,7 %) признаны обоснованными, то есть факты нарушений подтвердились. После вмешательства по ним права заявителей были восстановлены.По оставшимся 71,4% случаям давались разъяснения и консультации, потому, что жалобы требуют более детального рассмотрения, и они сейчас находятся на особом контроле.
По 6% жалобам факты не подтвердились.
— Какие планы и цели на текущий 2018 год?
Планы и цели вытекают из уже названных проблем.
В прошлом году мы проводили опрос по выявлению факторов, сильно затрудняющих ведение бизнеса. По его результатам названы 6 основных причин:
1 Административные барьеры и уровень бюрократизма,
2 конкуренция на рынке продукции,
3 Недоступность земельных участков под создание предприятий,
4 высокая налоговая нагрузка и обязательные платежи,
5 Недостатки нормативно-законодательного обеспечения предпринимательской деятельности,
6 Проверки, штрафы и меры контролирующих органов.
При этом отрадно, что 72,2 опрошенных считают деятельность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области эффективной.
В 2017-м году мы действительно проделали большую работу для создания условия и развития позитивного инвестиционного климата в Волгоградской области, но сделать предстоит еще очень много.
Нужно развивать консультационные пункты, бороться за качество работы самого бизнеса и тем самым менять отношение к добросовестному бизнесу в обществе.
Ну и, безусловно, преодолевать барьеры и устранять излишние нагрузки на предпринимателей, занимающихся необходимыми для людей видами деятельности.
Задачи и проблемы обозначены, нам остается лишь работать: противодействовать злоупотреблениям, выступать с инициативами по принятию благоприятствующих бизнесу нормативных документов и в целом создавать больше возможностей для развития предпринимательской работы в нашем регионе.
Так я вижу нашу работу в ближайшем будущем.
А получить консультацию и обратиться с предложениями к нашим специалистам и мне можно и напрямую у нас в аппарате и у наших представителей в Волгограде и районах области.
Наши контакты:
Телефон: (8442) 92-35-04
Факс: (8442) 92-35-04
e-mail: volgograd@ombudsmanbiz.ru