БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ С АРТЕМОМ МЕТЕЛОЙ : Союз "Волжская Торгово-Промышленная Палата"

БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ С АРТЕМОМ МЕТЕЛОЙ

Артем Метела — действующий ТОП-менеджер крупной производственной компании

Эксперт-практик в проектном управлении по SCRUM

Член Волжской Торгово-промышленной палаты

Федеральный тренер-наставник Школы экспорта Российского Экспортного Центра
Профессионал с более, чем 12-ю годами опыта в продажах и более 6-ю годами опыта в управлении
ТОП 10 лучших экспортеров ЮФО 2019 среди
крупного бизнеса
✔Лучший менеджер Волгоградской области 2018
✔Обладатель диплома с отличием «Таллинской школы менеджеров»
✔Выпускник МВА «Русской школы управления»

Артем Метела сегодня — специалист высокого класса в вопросах управления бизнесом и продвижения на рынках. Он консультант, бизнес тренер, управленец, эксперт в вопросах стратегии и управления. Его профессиональное становление связано с прорывным ростом компании с мировым именем «ГраСС», где он начинал в 2011 году с менеджера по продажам.
Современные методы управления проектами и agile-трансформация компаний — вот то, чему может сегодня научить и помочь быстро внедрить Артем и его команда единомышленников.
В числе его клиентов — компании со всей России, и мы с ним делали интервью в то время, когда он работал с партнерами в Чебоксарах.

Современные подходы подразумевают в том числе естественные коммуникации онлайн и нативное преодоление территориального фактора с помощью самых новых дистанционных технологий.
Артем мог бы очень много рассказать про эффективные методы продаж, завоевание зарубежных рынков и продвижение новых линеек товаров.
Но в нашем разговоре мы коснемся таких методов управленческой трансформации (agile-трансформации), как Скрам (Scrum) и Канбан (Kanban), а также вопросов о том, как руководители малого и среднего бизнеса могут вывести благодаря ним свои проекты на новые эффективные уровни.

— Артем Константинович, расскажите, если можно «на пальцах», что означают эти новые английские термины agile, sсrum, kanban. Чем эти предметы полезны в современном бизнесе, и как ложатся на российскую реальность, придя из американских маркетинговых и управленческих теорий. Имеет ли смысл освоить базовые принципы этих методов каждому нынешнему управленцу-предпринимателю, что это может дать?
— Agile – это скорее про образ мышления, который современным предпринимателям надо вырабатывать в себе. Про гибкость, скорость принятия решений и принципы, которыми следует руководствоваться и без которых в нынешнем изменчивом мире, бизнес быстро потеряет конкурентоспособность. А для предпринимателей нашей страны в текущей ситуации – это важно вдвойне. Scrum и Kanban – это конкретные инструменты для организации работы малых команд, благодаря которым удается значительно повысить эффективность и быстро получать результат в проектах или при разработке новых продуктов.

— Вы начинали на крупном предприятии менеджером по продажам, а уходили оттуда уже руководителем отдела экспорта, который сами же создали и развили, а также наладили стабильные продажи за рубеж с нуля в несколько десятков стран, в том числе открыв представительства в некоторых из них. На чьи теории бизнеса ориентировались, какие методики внедряли, кто были вашими наставниками?
— Не могу сказать, что мы ориентировались на какую-то конкретную теорию, скорее, мы пробовали много всего, не боялись ошибаться и получали свой опыт и результаты. Таким подходом руководствуются основатели компании GRASS Михаил Грачев и Константин Феданов. Именно они были моими наставниками и именно с ними я прошел этот интересный и насыщенный путь в 10 лет и 63 страны. Михаил в шутку сравнивал нашу команду экспорта с бульдогом, который если вцепился в свою добычу, то не отпустит. Именно так мы делали результат и открывали страну за страной. Если говорить про инструменты, которые значимо повлияли на наш результат, то это стратегические сессии и scrum. На стратегической сессии формируется цель и план её достижения, а scrum позволяет быстро реализовать этот план и получить результат. Именно этим опытом я сейчас делюсь с другими компаниями через консалтинг.

— С чего начинать любому предпринимателю путь к своему успеху, как оценивать силы и возможности, важен ли бизнес-план, оценка ресурсов, персонал, каков вообще первый шаг для начинающего предпринимателя?
— Первично – это цель и стратегия. Важно понимать, чего хочет достичь предприниматель и разработать стратегию, как именно это сделать, но обязательно совместно с командой, чтобы не получилось, что сотрудникам прилетел какой-то план действий, написанный руководителем, и который они не понимают. Потом уже идти и максимально быстро реализовывать этот план, корректируя его в процессе.

— В чем суть любого стартапа на ваш взгляд, какова цель, как оценивать его перспективы?
— Если говорить совсем про стартап, то первично – это идея предпринимателя, которая должна быть подкреплена первыми максимально быстрыми финансовыми результатами, чтобы не «перегореть». Плюс в этот момент идея подтверждает свою жизнеспособность. А дальше суть любого бизнеса — это прибыль. Математический расчет, команда, план действий, показатели и всё это, собранное в единую стратегию.

-Каковы самые важные задачи проектного управления, с чего надо начинать?
— Успешный проект – это когда уложились в срок, в бюджет и получили результат. Если у команды уже был аналогичный проект и надо повторить, то всё понятно – есть опыт, данные и всё легко запланировать. Но, если проект новый, и опыта нет, то важно быстро тестировать гипотезы, анализировать результат и корректировать действия. Тогда, с каждым разом команда будет действовать эффективнее и сможет успешно реализовать проект. Именно на этих принципах работает scrum.

— Вы из города Волжского и много лет здесь проработали, потом переехали в Питер, а образование получали в Таллине, то есть сотрудничали с разными людьми, и, можно даже сказать, с представителями разных менталитетов.
С какими клиентами вы больше всего любите работать?
— Да, я родом из Волжского и прожил в нём 30 лет. Образование получал много где, плюс объехал 40 стран, так что действительно удалось соприкоснуться с большим количеством интересных людей, разных взглядов и менталитетов. Ключевое, что я приобрел в процессе – это открытость к новому, к изменениям и готовность экспериментировать. Важно не бояться пробовать. Именно это я ценю и в людях, и в клиентах, и в партнерах. Ну о базовых вещах, таких как честность и порядочность в сотрудничестве я не говорю – это само собой.

— Имеет ли значение локация бизнеса, его территориальные характеристики, нужно ли учитывать конъюнктуру и деловой климат в конкретной местности, муниципалитете при запуске нового дела, каким образом?
— Конечно имеет. Всё это может помогать развитию бизнеса или мешать. Но, не смотря на условия вокруг, результат возможен всегда и зависит только от предпринимателя и команды.

— С чего начинается экспорт, что важно усвоить, что самое важное в продвижении товаров за рубеж?
— Экспорт, как бизнес в целом, начинается с непреодолимого желания сделать это. Продавать за рубеж — не просто. Придется многому научиться, адаптировать продукт, развивать команду и нести затраты на первоначальном этапе. Однако сейчас в помощь начинающим экспортерам есть Российский Экспортный Центр и Центры поддержки экспорта, которые предоставляют большое количество информации, обучают и помогают начать продавать за границу. Мы нарабатывали все эти знания сами. Кстати, буквально на днях, я был аттестован как федеральный тренер-наставник Российского Экспортного Центра, так что подтвердил свою квалификацию, и теперь буду консультировать бизнес не только в рамках своего личног бизнеса, но и в рамках государственных программ.

— Какие услуги вы сейчас сами продвигаете, что предлагаете предпринимателям, насколько это затратно, как окупается, как стать вашим партнером?
— Мы занимаемся комплексным развитием любого бизнеса. Проводим стратегические сессии, сопровождаем в процессе реализации стратегии, так называемый трекинг. Можем войти в проект и своими руками реализовать часть стратегии в компании, именно так я сейчас работаю в Чебоксарах с крупным заводом. Мы также обучаем и внедряем методологию scrum в компании. Подбираем команду, если необходимо. Много чего еще делаем, но, пожалуй, основные направления я перечислил. Могу открыто сказать: наши услуги стоят не дешево. Но, у меня сильная команда и все с богатым практическим опытом. Ключевое слово – практическим, именно поэтому мы быстро приводим к результату. И тот факт, что 85% наших клиентов за 4 последних года работы, являются постоянными и обращаются к нам регулярно, подтверждает нашу результативность.

— В чем вы видите дальнейшее сотрудничество с Волжской Торгово-промышленной палатой?
— Торгово-промышленная палата изначально создана для принесения пользы предпринимателям. Для меня проект с Волжской ТПП – это тоже не про заработок, а про принесение пользы бизнесу нашего города. Мы хорошо общаемся с Президентом Волжской ТПП Михаилом Рогозиным, и я думаю, что мы еще не один раз вместе сделаем что-нибудь интересное и полезное для членов ТПП.

Беседовала Лилия Фанина