Правовые основы медиации в Российской Федерации

Шаповалов С.И. *

2010 год ознаменовался принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[1] (далее – Закон о медиации), разработка которого велась на протяжении нескольких лет[2].

Закон вступил в силу с 1 января 2011 года, ознаменовав тем самым начало нового этапа в развитии отечественной медиации.

Под медиацией понимается способ урегулирования конфликта между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального независимого посредника (медиатора) с целью совместной выработки самими спорящими сторонами соглашения по спорному вопросу [3].

Аналогично Закон о медиации определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Традиционно медиация рассматривается как один из способов негосударственного (альтернативного) разрешения правовых конфликтов. При этом, несмотря на свои глубокие корни, процедуры медиации являются относительно новым в отечественной правовой науке явлением. В зарубежной практике медиация имеет длительную историю и получает все более широкое распространение, «становясь предметом исследования различных общественных наук: социологии, психологии, политологии, теории управления и, конечно, юриспруденции»[4].

С участием медиатора можно урегулировать споры, возникающие, прежде всего, из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых и семейных правоотношений (статья 1 Закона о медиации).

Отличительным признаком медиации являются «ограниченные» полномочия медиатора, который не вправе не только выносить решения, но и высказывать сторонам, если они не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. Основная задача посредника в переговорах – привести стороны к взаимоприемлемому для них соглашению.

Достигнутое в результате процедуры медиации «медиативное соглашение» представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. Невыполнение условий такого соглашения может являться основанием для привлечения недобросовестной стороны к гражданско-правовой ответственности.

Взгляды на объем полномочий медиатора в рамках разнообразных теорий медиации различны, однако по общему правилу медиатор не вправе принимать никакого решения, которое затрагивало бы разрешаемую проблему. «В то же время это не значит, что фигура медиатора становится «лишней»… напротив, медиатор аккумулирует, анализирует, систематизирует и транслирует информацию, обозначает перспективы, создает соответствующую атмосферу»[5].

Законом о медиации регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, а также порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Определены функции саморегулируемых организаций медиаторов.

Основополагающими принципами медиации являются: добровольность конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость медиатора (ст. 3 Закона о медиации).

В соответствии с Законом о медиации процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из гражданских, трудовых и семейных правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде, и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается.

Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством РФ[6].

Правовые основы для применения процедуры медиации в России наряду с новым Федеральным законом составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 135, п. 2 ст. 138, ст. 190); Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 65 от 20 декабря 2006г. «О подготовке дела к судебному разбирательству»[7] (п. 13 — в рамках подготовки дела к судебному разбирательству судья может отложить проведение предварительного судебного заседания, совершение других подготовительных действий по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к посреднику в целях урегулирования спора или использования иных примирительных процедур); Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 583 от 21 сентября 2006г., некоторые другие правовые акты.

С принятием Закона о медиации в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику – медиатору. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей[8].

В Гражданский кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которым заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации определено одним из оснований приостановления течения срока исковой давности.

В соответствии с Законом о медиации организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных, например, торгово-промышленные палаты.

Следует отметить, что Торгово-промышленная палата России и некоторые территориальные палаты, например, ТПП Ростовской области, уже имеют опыт в организации примирительных процедур с участием посредника.

В мае 2006 года при ТПП России была организована Коллегия посредников, являющаяся самостоятельным постоянно действующим внесудебным институтом по мирному урегулированию разногласий, споров и конфликтов, возникших в сфере коммерческих отношений. Правила урегулирования споров закреплены Регламентом по проведению примирительной процедуры с участием посредника, утвержденным приказом ТПП России от 12 мая 2006 года № 32. Правовой статус коллегии установлен Положением о Коллегии, утвержденным приказом ТПП России от 30 декабря 2008 года № 72.

Закон о медиации открывает новые возможности перед системой торгово-промышленных палат в части широкого практического применения альтернативных способов разрешения споров. Территориальным торгово-промышленным палатам предлагается активно включиться к процессу создания центров (коллегий) медиаторов (посредников) по проведению примирительных процедур при палатах по аналогии с ранее созданными в системе ТПП третейскими судами.

Таким образом, медиация – это переговоры между конфликтующими сторонами при активном участии нейтрального третьего лица – посредника, не имеющего права ни выносить, ни навязывать сторонам обязательное для них решение.

Исследователями совершенно справедливо высоко оценивается важность процедур медиации с участием посредника.

Положительными моментами посредничества являются возможность выбора сторонами посредника, с помощью которого будут разрешаться разногласия, а также возможность сторон активно участвовать в урегулировании конфликта и в вынесении окончательного решения по спору. Стороны сами приходят к компромиссному решению, а не получают его в качестве императива, при этом  и ответственность как за принятие решения, так и за его выполнение лежит на самих сторонах.

К преимуществам процедуры медиации по сравнению с судебным разбирательством относятся также следующие:

– расходы на посредничество неизмеримо меньше, чем расходы в судебном разбирательстве;

– обеспечивается конфиденциальность процедуры;

– устраняется риск вынесения неблагоприятного судебного решения и связанных с этим последствий;

– после посредничества стороны вполне смогут сотрудничать в дальнейшем;

– мала вероятность несоблюдения достигнутого соглашения по сравнению с решением, вынесенным судьей или арбитром, поскольку стороны являются «соавторами» этого соглашения[9].

В числе средств альтернативного разрешения правовых конфликтов медиация в современной России имеет большой потенциал. В силу действующего законодательства защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения.

Законодательство многих европейских государств допускает также участие нотариуса в примирительной процедуре в той или иной форме. При этом нотариальное удостоверение достигнутого сторонами соглашения способствует их исполнимости.

Нотариальное сообщество уже неоднократно высказывалось о необходимости законодательного закрепления за нотариальной формой соглашения об урегулирования спора статуса исполнительного документа.

С учетом терминологии Закона о медиации предлагаемую статью следует изложить примерно в следующей редакции:

«Статья 12.1. Нотариальное удостоверение медиативного соглашения.

1. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами при участии нотариуса в качестве медиатора, должно быть нотариально удостоверено.

2. Стороны по взаимной договоренности вправе обратиться к нотариусу за удостоверением медиативного соглашения, достигнутого при участии посредника, не имеющего статус нотариуса.

3. Нотариус удостоверяет медиативное соглашение в порядке, установленном законодательством о нотариате для удостоверения сделок.

4. Нотариально удостоверенное медиативное соглашение имеет силу исполнительного документа и может быть принудительно исполнено без обращения в суд в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве».

Нотариальная форма удостоверения соглашения об урегулирования спора (медиативного соглашения) может выступать как один из специальных вариантов, «который не превалирует и не замещает другие возможности сторон». Включение соответствующих положений в Закон о медиации будет способствовать «унификации российского и европейского регулирования в данной сфере … созданию эффективной процедуры исполнения таких соглашений, без ущерба их юридическому качеству»[10].

Сама сущность посредничества указывает на его примирительный характер. Природа посредничества основана на консенсусе, тогда как состязательный судебный механизм лишь обостряет отношения между сторонами. Медиатор не приобретает исключительных полномочий по ведению процесса и принятию решения, стороны наделяют его точно определенным объемом процессуальных полномочий.

Посредничество – процесс добровольный. В основе его лежит стремление сторон к достижению взаимоприемлемого  соглашения. Основная потеря для сторон, не сумевших найти компромисса во время посредничества, – потеря времени[11].

В условиях загруженности российских судов, длительности судебных процессов и возрастания судебных издержек представляется весьма актуальным шире использовать процедуру медиации с учетом российской правовой традиции и формирующейся правовой основы медиации.

Вместе с тем, как справедливо отмечают специалисты, Закон о медиации и перспективы его реализации пока остаются без достаточного внимания, хотя «время такого анализа пришло», добавляя, что «совместные усилия юридической общественности нашей страны обязательно приведут к возрождению медиации (примирительного посредничества) в России»[12].


* Третейский судья, начальник управления Третейского суда при Волжской торгово-промышленной палате, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Волжского филиала Международного юридического института.

[1] Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Российская газета, N 168, 30.07.2010.

[2] См.: Лисицын В.В. Медиация в России: попытка № 4 // Третейский суд. 2010. № 2. С. 52 – 55; Кузбагаров А.Н. К вопросу о проекте федерального закона Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Третейский суд. 2010. № 2. С. 45 – 47.

[3] От лат. medius — держаться беспристрастно, нейтрально, занимать середину.

[4] Черемных Н.Г. Нотариат и нотариальное право России: учебное пособие / И.Г. Черемных; под ред. Г.Г. Черемных. – М.: Эксмо, 2007. С. 180 – 181.

[5] Там же. С. 182.

[6] Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 «О программе подготовки медиаторов» // Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6706.

[7] Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» // Вестник ВАС. 2007. № 4.

[8] Федеральный закон от 27.07.2010 N 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

[9] См: Давыденко Д. Медиация как примирительная процедура в коммерческих спорах: сущность, принципы, применимость // Хозяйство и право. 2005. № 5.  С. 108 – 109; Черемных Н.Г. Указ. соч. С. 190 – 191.

[10] Подробнее см.: Ярков В.В., Медведев И.Г. Нотариат и медиация // Нотариальный вестник, 2008. № 9. С.13-21.

[11] См.: Негосударственные процедуры урегулирования споров: Учебно-методическое пособие / А.И. Зайцев, В.М. Мелихов, О.А. Коробов и др. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. С. 167 – 169.

[12] Лисицын В.В. Медиация — вперед?! // Вестник Арбитражного суда города Москвы. 2010. N 4. С. 9 — 18.