Таможня должна дать добро малому бизнесу.

imagesЧленство России в ВТО уже в ближайшее время высветит проблемы реального сектора экономики. При этом выживаемость малого и среднего бизнеса будет напрямую зависеть от условий, созданных для него государством, в том числе и в сфере обеспечения внешних связей. Правительством недавно был утвержден план совершенствования таможенного администрирования, в результате чего должны быть учтены интересы малых и средних предприятий. Ведь по степени сложности таможенного оформления Россия находится на 160-м месте в мире.

Крупные российские компании уже давно и уверенно вышли на мировые рынки, успешно экспортируя свою продукцию на рынки многих стран. Что касается малого и среднего бизнеса, то он в большинстве своем только начинает осваивать зарубежные рынки.

Цель, которая была поставлена в плане совершенствования таможенного администрирования, была призвана уменьшить количество документов, требуемых для пропуска товара через таможенную границу, сократить сроки подготовки документов и прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу, и снижение их стоимости. Для нашей страны предлагаемые шаги имеют однозначно «прорывное» значение, и если хотя бы часть из них будет реализована, то это существенно облегчит жизнь участникам ВЭД. Они изменят механизм осуществления внешнеэкономической деятельности и упростят совершение таможенных операций.

Не следует упускать и тот факт, что полноценное участие в ВТО позволяет не только добиваться снятия дискриминационных ограничений, но и участвовать в переговорах, отстаивать интересы России внутри этой организации. До вступления в ВТО в 23 странах в отношении российских товаров было принято около ста ограничительных мер, размер экономического ущерба от этого превышает 2 млрд долларов в год. Присоединившись к ВТО, мы запускаем механизмы отмены этих ограничений.

Поэтому реализация мероприятий «дорожной карты» вызовет улучшение делового климата за счет повышения прозрачности законодательства, полностью открытого доступа ко всем нормативным документам и материалам, касающимся торговли товарами и услугами, защиты интеллектуальной собственности.

Многие предприятия и сегодня не готовы к работе в рамках ВТО, причем в большинстве случаев исключительно из-за непонимания последствий вступления в эту организацию. Сегодня нужно активизировать мероприятия, посвященные ВТО и влиянию правил этой организации на малый и средний бизнес конкретного региона. Надо понять, какие секторы экономики окажутся в плюсе, а какие ждет обострение конкуренции.

В условиях членства в ВТО возрастает роль российских региональных ТПП как структур, способных обеспечить разъяснение участникам ВЭД таких вопросов, как изменение административной нагрузки на бизнес, степень улучшения условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Каждому региону нужна программа поддержки экспортеров, причем местные органы власти просто обязаны для ее разработки привлекать в качестве экспертов именно предпринимателей.

Сегодня в условиях нарастающей конкуренции основной опасностью для наших товаропроизводителей становится чрезмерная стоимость организации и ведения бизнеса, особенно если речь идет о внешнеэкономической деятельности. Так, по оценке рейтинга Doing business, в России стоимость всех процедур, которые необходимо пройти при перемещении экспортного товара через границу, составляет 1850 долларов, а срок подготовки документов достигает 36 дней! По этому показателю мы занимаем 160-е место в мире. Руководство страны поставило задачу к 2018 году уменьшить стоимость оформления до 900 долларов, а срок подготовки документов – до 7 дней.

Еще один из возможных негативных факторов, способных ухудшить положение наших товаропроизводителей, является широко распространенная российская беспечность относительно защиты прав на интеллектуальную собственность. Тот, кто не зарегистрировал свой товарный знак, может потерять право на его использование.

Сегодня нашим предпринимателям, прежде всего малым и средним, не хватает знаний о внешних рынках, об особенностях работы с иностранными контрагентами. Им нужна и конкретная поддержка в продвижении товаров за рубеж. И здесь крайне важно воспользоваться уже существующим опытом. К примеру, в Японии малые предприятия пользуются услугами некоммерческой, связанной с правительством компании JETRO (Japan External Trade Organization), которая продвигает продукцию отечественного малого бизнеса на все рынки. Через эту компанию движется 70% всей японской продукции. В Италии малый и средний бизнес считается основой основ государства, и в стране работают мощнейшие механизмы поддержки в виде системы продвижения и системы обеспечения экспортных кредитов. Все это нужно и нам.

В заключение подчеркнем, что пугающее многих снижение ввозных пошлин имеет и положительную сторону, так как позволяет нашим производителям закупать компоненты и сырье более высокого качества по более низким ценам, активнее модернизировать и развивать предприятия. Это позволит снизить себестоимость продукции и быть более конкурентоспособными на рынке.

Источник: ТПП-Информ http://www.tpp-inform.ru

Размещено в Деловые новости · Метки: