Государство и бизнес станут партнерами

i (1)В марте Правительством РФ внесен в Государственную Думу законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», необходимость разработки которого была вызвана рядом причин.

Во-первых, в действующем законодательстве не закреплены правовые условия для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты в целях улучшения доступности публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций. Во-вторых, несмотря на то, что ГЧП фактически применяется в России, его понятие и порядок осуществления федеральным законодательством не установлены. Вместе с тем упоминания о ГЧП содержатся в Бюджетном кодексе РФ и Федеральном законе № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Кроме того в отдельных регионах регулирование ГЧП установлено на уровне законов субъектов РФ (например, Санкт-Петербург, Удмуртская Республика и Республика Карелия, Томская, Пензенская, Тверская области, Камчатский край и др.). К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации.

Это обусловило необходимость закрепления основ государственного регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне:  будет установлена единая терминология для реализации проектов ГЧП, разграничены полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации соглашений о государственно-частном партнерстве.

В законопроекте ГЧП понимается как взаимодействие публичного и частного партнеров, осуществляемое на основании соглашения, заключаемого по результатам конкурсных процедур. Порядок проведения конкурса на заключение соглашения о ГЧП будет устанавливаться уполномоченным органом РФ или субъекта РФ.

Вместе с тем, по мнению ТПП РФ, закрепление исключительно конкурсной процедуры отбора проектов ГЧП ущемляет права тех частных инвесторов, которые уже выполнили работы в отношении объекта ГЧП и, как представляется, должны иметь преимущественное право на реализацию такого проекта. В этой связи, предлагаем предусмотреть две процедуры отбора проектов ГЧП, в зависимости от того, кто инициировал такой проект — орган государственной власти или частный инвестор. Если проект ГЧП инициировал орган государственной власти (подготовил концепцию, техническое задание), то осуществляется конкурсный отбор частных инвесторов на реализацию такого проекта. В случае, когда проект ГЧП подготовлен частным инвестором, проект проходит процедуру отбора на соответствие установленным критериям.

Согласно проекту частным партнером может стать индивидуальный предприниматель, российская или иностранная организация, за исключением госкомпаний, госкорпораций, ГУПов, МУПов, государственных и муниципальных учреждений, а также хозяйственных обществ, 100 процентов акций или долей которых принадлежат публично-правовому образованию. Публичным партнером сможет стать РФ, субъекты РФ, а также органы местного самоуправления.

Разработчики законопроекта предлагают также ввести «защиту частного партнера от неблагоприятного изменения законодательства», обеспечив ему возможность сохранить первоначальное распределение рисков на весь срок существования партнерства. Кроме того, частный партнер сможет потребовать возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в части исполнения обязательств публичного партнера в рамках соглашения о ГЧП. В соглашении о ГЧП могут быть установлены и иные гарантии прав частного партнера.

Размещено в Деловые новости · Метки: