Новая налоговая политика — на старые рельсы

information_items_134261869930 мая т.г. Правительство РФ в целом одобрило Основные направления налоговой политики России на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Однако, как отметил Министр финансов РФ А.Г. Силуанов, документ будет еще дорабатываться по ряду направлений.

Торгово-промышленная палата РФ приняла активное участие в обсуждении проекта Основных направлений на парламентских слушаниях в Государственной Думе, заседании Рабочей группы при Российской трехсторонней комиссии, Экспертном совете Открытого правительства и на других площадках. По итогам в указанные структуры была направлена позиция ТПП РФ, основные тезисы которой в целом сводятся к следующему.

В Основные направления впервые включен раздел — «Налоговые условия ведения предпринимательской деятельности», но так и не появился тезис, что налоговая нагрузка на бизнес в будущем увеличиваться не будет. Однако не поддерживается подход, когда при определении налоговой нагрузки в России берется в расчет среднеарифметическая нагрузка в странах ОЭСР и делается вывод, что в нашей стране нагрузка на бизнес менее обременительна. Полагаем, что в данном случае нужно ориентироваться на страны, которые, как и Россия, экспортируют сырье (в первую очередь, Канаду и Австралию) и имеют схожую с нами структуру экономики. В указанных государствах уровень нагрузки на бизнес существенно меньше. Кроме того, нужно принимать во внимание совокупную фискальную нагрузку на бизнес, включающую высокие страховые взносы, и пр.

Палата отметила, что нивелировать некоторые издержки для отечественных производителей после вступления России в ВТО можно, в том числе и налоговыми мерами. Палата поддержала принятый Государственной Думой в сентябре 2012 года пакет законопроектов направленных, в частности, на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. В будущем ряд подобных мер можно продумать и для легкой промышленности и других отраслей, что позволит им эффективно конкурировать с иностранными производителями. Однако в Основных направлениях данной теме внимание, к сожалению, не уделено.

Кроме того, на наш взгляд, Основные направления, кроме проекта закона о налоговом стимулировании инвестиционных проектов Д. Востока и Забайкалья, не содержат иных значимых мер стимулирования инвесторов, хотя эта цель позиционируется, как одна из главных по всему тексту документа. В документ также не заложены меры налоговой поддержки малого и среднего бизнеса на среднесрочную перспективу, стимулирования инновационного развития.

Вызывает обеспокоенность, что Основные направления практически не синхронизированы с Дорожной картой АСИ «Совершенствование налогового администрирования», которая рассчитана на 2013 — 2014 г.г., разрабатывалась с участием бизнеса, ТПП РФ, Минфина, и находится сейчас «на выходе».

В Основных направлениях не говорится про гармонизацию налогового законодательства стран-участниц Таможенного союза. Российская налоговая система не выдерживает конкуренции с такими странами, как Казахстан и др. Необходимо смелее заимствовать прогрессивный опыт наших соседей, к примеру, в НК Казахстана есть отдельный раздел «Управление налоговыми рисками» и инспектор, назначая проверку, должен сослаться на 1 или несколько из 12 критериев, содержащихся в Кодексе, а не в подзаконном акте (приказе ФНС России).

Многие представители бизнеса, принимавшие участие в экспертизе Основных направлений отметили, что они не содержат тезиса, что же осталось нереализованным из предыдущей версии документа. В результате такого подхода бизнесу сложно планировать свою деятельность, так как заявляемые среднесрочные цели налоговой политики не всегда реализуются или иногда получают свою законодательную регламентацию в ином формате, чем предполагалось.

Также Палата, поддерживая в целом курс на борьбу с фирмами-однодневками, посчитала меры, предусмотренные в Основных направлениях (в части блокировки счетов, доступа к банковской тайне), избыточными. Соответствующий проект закона в настоящее время подготовлен ко второму чтению. Эксперты Палаты активно участвуют в сопровождении законопроекта.

Размещено в Законодательство · Метки: